Догмат

Значение слова Догмат по Ефремовой:
Догмат - Основное положение в религиозном учении, принимаемое на веру и не подлежащее критике.

Значение слова Догмат по Ожегову:
Догмат - Основное положение религиозном учении, принимаемое на веру и не подлежащее критике

Догмат в Энциклопедическом словаре:
Догмат - в религии - утвержденное высшими церковными инстанциямиположение вероучения, объявляемое церковью непреложной истиной, неподлежащее критике. Систему догматов имеют христианство, ислам, буддизм идр. 2) То же, что догма.

Значение слова Догмат по словарю Ушакова:
ДОГМАТ, догмата, м. (от греч. dogma) (книжн.). 1. Основное, непререкаемое утверждение в религиозном учении. Догмат непогрешимости папы (у католиков). 2. перен. Отдельное положение какого-н. учения, научного направления, имеющее основополагающий характер.

Значение слова Догмат по словарю Брокгауза и Ефрона:
ДогматЗначение этого слова, как термина, употребляемого не в одном только Богословии, выясняется из того смысла, в каком оно употреблялось в античной литературе У Цицерона словом dogma обозначались такие доктрины, которые, будучи общеизвестными, имели значение неоспоримой истины. В этом смысле и христианские писатели, напр. Ориген и св. Исидор, называли Сократа законодателем догматов аттических, учения Платона и стоиков — догматами. У Ксенофонта догматом называется начальственное распоряжение, которому все, и командующие, и простые воины, должны беспрекословно подчиняться. У Геродиана им обозначается определение сената, которому беспрекословно должен подчиниться весь римский народ. Этот смысл слово Д. сохранило и в греческом переводе 70 толковников, где в книгах пр. Даниила, Эсфири, Маккавейских словом δόγμα называется указ царский, подлежащий немедленному исполнению, а также закон царский или государственный, безусловно обязательный для каждого подданного. В Новом Завете, в Евангелии от Луки, δόγμα называется повеление кесарево о переписи народонаселения Римской империи, в кн. Деяний Апостольских — законы царские, в послании к Колоссянам и Ефесянам — имевшие божественный авторитет законы Моисея. Затем, в кн. Деяний (XV, 20—28) в первый раз словом δόγμα обозначаются те определения церкви, которые должны иметь непререкаемый авторитет для каждого ее члена. Из употребления этого слова у Игнатия Богоносца, Кирилла Иерусалимского, Григория Нисского, Василия Великого, Иоанна Златоуста, Викентия Лиринского и др. отцов церкви понятие о Д. выясняется с большей подробностью. У них: 1) Д. есть непререкаемая божественная (данная через божественное откровение) истина, и в этом смысле догматы веры называются божьими (δ. τοΰ Θεοΰ), божественными (δ. Θεία), господними (δ. τοΰ Κυρίου) и противопоставляются продуктам человеческого, особенно так называемого спекулятивного мышления и личным мнениям; 2) Д. есть истина, относящаяся к внутреннему существу религии, т. е. истина теоретического, или созерцательного, учения, учения веры, чем он отличается от правил жизни, или практической деятельности христианина; 3) будучи происхождения божественного, Д. есть истина, определяемая и формулируемая церковью, потому догматы обыкновенно называются догматами церкви (τά τής έκκλησίας δόγματα), или догматами церковными (τά έκκλεσιαστικά δόγματα), и 4) Д. есть истина, безусловное признание которой совершенно необходимо для христианина, чтобы по праву причислять себя к составу церкви. Н. Б.

Догма Смита    Догмат    Догматизация