Брянско-Бежицкий завод

Значение слова Брянско-Бежицкий завод по словарю Брокгауза и Ефрона:
Брянско-Бежицкий завод — Акционерное общество этого завода основано, в 1874 г., В. Ф. Голубевым и П. И. Губониным. Первоначальный капитал был 400000 руб. кредитных, в настоящее время увеличился до 5400000 руб. кредитных акциями и 1580000 металлических облигациями. Обществу принадлежат два завода: Брянский, в Бежице, и Александровский Южно-Российский, в Екатеринославе, и кроме того, ветвь железной дороги от станции Жуковка Орловско-Витебской железной дороги в Акулицкую лесную дачу, которая носит название Жуково-Акулицкой железной дороги. Брянский завод находится в средней части Европейской России, близ города Б., при слиянии рек Днепра и Десны, и непосредственно примыкает к станции Бежицкой Орловско-Витебской железной дороги, с которой и соединяется рельсовым путем. При заводе имеется 6234 десятины земли и лесов, из которых 93 десятины заняты заводскими постройками и жилыми домами для служащих и рабочих. Первоначально завод был устроен лишь для прокатки рельсов и железа. Но удачный выбор места завода, расположенного в центре густонаселенного рабочего района Мальцовских заводов, при сплавной реке, дал возможность быстро развить предприятие. В настоящее время завод изготовляет все предметы для устройства и эксплуатации жел. дор., морского и военного дела, элеваторов и т. д. Постоянных рабочих на Б. заводе в Бежице имеется до 5000 чел., общее же количество населения, живущего при заводе в принадлежащих ему домах и состоящего из служащих и рабочих с их семьями, доходит до 12000 человек. При заводе находится церковь, больница на 85 кроватей и школа на 500 учеников. Производство ведется на чугуне, получаемом из принадлежащего обществу Александровского Южно-Российского завода в г. Екатеринославе; топливом служит кокс, антрацит и кузнечный уголь, получаемые с Донецкого бассейна на Юге России; завод потребляет также и дрова. Принадлежащая заводу Жуково-Акулицкая дорога с примыкающими же к ней ветками имеет 120 верст рельсового протяжения. В течение первых 17 лет своей деятельности Б. завод сделал железнодорожных рельсов 19169109 пудов и рельсовых скреплений 3546346 пудов. Железнодорожных принадлежностей до 1 января 1891 года сделано всего на сумму 583993 5 9 руб. 85 к., в том числе мостов на 3887436 р. 54 к. За это же время прокатано железа и стали 31631292 пуда. Весь оборот (валовой доход) завода за первые 17 лет был 94651838 р. 22 коп. В 1885 году обществом приобретено 180 десятин земли в г. Екатеринославе, расположенных на берегу реки Днепра, и приступлено к постройке второго завода, законченного в 1887 г. Для обеспечения Александровского завода рудою, топливом и прочими материалами общество имеет в своем распоряжении участки для разработки руды и угля. Завод проектирован на 4 доменные печи, с производительностью до 8000000 пудов чугуна. В апреле 1891 г. последовало открытие третьей доменной печи, и производительность достигла 6 миллионов пудов чугуна в год. Независимо от чугунного производства на заводе открыт рельсопрокатный и железнодорожный отделы, а также сталелитейные и сталепрокатные мастерские с производством около 3000000 пудов стальных рельсов и до 1500000 пудов разного железа в год. В 1890 году валовой доход общества дошел до 18 миллионов рублей, и по величине оборотов своих Общество Б.-Б. з. является одним из значительнейших не только в России, но и в Западной Европе.

Брянский Яков Григорьевич    Брянско-Бежицкий завод    Брянцев Павел Димитриевич