Будапешт

Будапешт в Энциклопедическом словаре:
Будапешт - (Budapest) - столица Венгрии, на Дунае. Выделен в самостоятельнуюадминистративно-территориальную единицу. Административный центр медьеПешт. Население 2 млн. человек (1992). Крупный транспортный узел страны.Международный аэропорт. Машиностроение (приборостроение,электротехническое, транспортное, тракторостроение); текстильная,химическая, фармакологическая, резиновая, швейная, полиграфическая,пищевкусовая промышленность. Метрополитен. Университет. Венгерская АН,Музыкальная академия. Музей изобразительных искусств, Венгерскаянациональная галерея, музей народного искусства и этнографии,восточно-азиатского искусства. Театры: Оперный, драматические -Национальный, им. И. Мадача, ''Вичсинхаз'', оперетты и др. Известен сримских времен (Аквинкум). Состоит из 3 исторически сложившихся частей -Пешта, Буды и Обуды (известен с 1148), объединенных в 1872 в Будапешт. С50-х гг. 14 в. Буда - столица Венгерского королевства, в 1541-1686 подосманским игом, с нач. 18 в. под властью Габсбургов. С 1867 столицаВенгерского королевства, с 1918 - независимого государства Венгрия. Вмарте 1944 оккупирован немецко-фашистскими войсками, освобожден советскимивойсками (13 февраля 1945) в ходе Будапештской операции. Остатки римскогогорода Аквинкума (ныне музей; 1-4 вв.), крепости 13-17 вв. Королевскийдворец (13-18 вв.). Национальный музей (19 в.), парламент (1884-1904).

Определение слова «Будапешт» по БСЭ:
Будапешт (Budapest)
столица, политический, экономический и культурный центр Венгерской Народной Республики (ВНР). Б. занимает центральное ключевое географическое положение в стране - на обоих берегах Дуная в том месте, где река вырывается из гор на Среднедунайскую низменность. Климат умеренный континентальный. Средняя температура января от 0 до -3°C, абсолютный минимум до -30°C; температура июля 21°C, 22°C, абсолютный максимум до 37°C. Б. - крупнейший город в социалистических странах зарубежной Европы. Площадь 525 км2. Население около 2 млн. чел. (1970; около 200 тыс. чел. в 1850, 861 тыс. в 1900, 1712 тыс. в 1961).
Городское управление. Б. - административный центр медье Пешт, выделен в самостоятельную административную единицу. Город республиканского подчинения. Органом власти является городской совет, избираемый депутатами районных советов сроком на 4 года. Исполнительный орган совета - исполнительный комитет, избираемый городским советом. Б. разделён на городские районы, органы власти в которых - районные советы, избираемые населением на 4 года. Каждый районный совет избирает исполнительный комитет.
Историческая справка. Б. состоит из 3 исторически сложившихся частей - Пешта, Буды и Обуды, в январе 1872 объединённых в один город. На месте Буды и Обуды, которые, как и Пешт, впервые упоминаются в 1148, в древности было поселение кельтов, затем в 1-4 вв. римское поселение Аквинкум. Ко времени появления венгров (около 895) на территории Пешта существовали (до 10 в.) славянские поселения. В 11-13 вв. Пешт был значительным торговым центром. В 1241 Буда, Обуда и Пешт были разрушены монголо-татарскими завоевателями.
С 1242 Буда - столица, с 1350 постоянная резиденция венгерских королей. В 1541-1686 Буда, Обуда и Пешт находились под властью турок, с начала 18 в. под властью Габсбургов. Население Буды и Пешта сыграло большую роль в Венгерской революции 1848-49. После образования в 1867 на основе соглашения между Габсбургской династией и венгерскими магнатами Австро-Венгерской монархии Б. стал столицей Венгрии. С конца 19 в. Б. - центр рабочего революционного движения. Был столицей Венгерской советской республики 1919. В марте 1944 оккупирован немецко-фашистскими войсками, освобожден Советской Армией 13 февраля 1945. Б. подвергся сильным разрушениям в годы 2-й мировой войны и частично во время контрреволюционного мятежа 1956. К 1960 полностью восстановлен. В состав Б. в 1949 были включены пригороды: Чепель, Уйпешт, Кишпешт, Будафок и др.
Экономика. По совокупности железнодорожных (10 лучей), автомобильных (8 шоссе), водных и воздушных (аэропорт Ферихедь) коммуникаций Б. - один из крупнейших европейских транспортных узлов. Б. - важнейшая база социалистической индустриализации страны. Здесь сосредоточено примерно 600 тыс. рабочих, занятых на 1700 предприятиях. За 1950-65 абсолютное число промышленных рабочих увеличилось, хотя всё более снижается чрезмерно большая доля столицы в промышленности страны (55% всех занятых в 1950, 45% в 1960, 41% в 1965, около 40% в 1969). В Б., наряду с преобладанием высококвалифицированных, главным образом новых, отраслей промышленности (электротехника, приборостроение, тонкое и среднее машиностроение, тонкая химия, конфекционное дело, полиграфия и т.д.), развиты так называемые старые отрасли (пищевая промышленность, чёрная металлургия, основная химия, а также текстильная промышленность). Особенно значителен удельный вес Б. в машиностроении (почти 60% всех занятых в этой отрасли в целом по стране; св. 80% занятых в приборостроении и более 70% занятых в электротехнике и электронике), в текстильной и химической промышленности (около 60% всех занятых в этих отраслях в стране). В металлопромышленности города, дающей около всей его промышленной продукции, преобладают транспортное машиностроение
(комбинат «Ганц-Маваг» выпускает дизельные поезда, суда, автобусы марки «Икарус», грузовики и мотоциклы) и электротехника как слабых токов (особенно выпуск телефонно-телеграфного оборудования, радиоламп и электровакуумных аппаратов на заводе «Эдьешюльт-Иззо»),
так и сильных токов (трансформаторы, генераторы, моторы и т.д.). Характерно быстрорастущее приборостроение; сильно расширено станкостроение. В текстильной (прежде всего хлопчатобумажной) и швейной промышленности занято около 17% индустриальных рабочих Б. Весьма разнообразен состав пищевой (мукомольной, мясоконсервной, плодоконсервной) индустрии (7% всех занятых). Имеется производство фармацевтических, резиновых изделий, кислот, минеральных удобрений и т.д. Завершено (1970) строительство линии метро Восток - Запад.
И. М. Маергойз.
Планировка и архитектура. Дунай делит Будапешт на две части. Часть столицы, расположенная по правому берегу Дуная, - холмистая Буда. Здесь находятся самая высокая точка города - гора Яношхедь (529 м). Крепостная гора, гора Геллерт. Увенчивающий гору Геллерт памятник Освобождения (высота 36 м; 1947, скульптор Ж. Кишфалуди-Штробль) доминирует в силуэте столицы. Левобережная часть Б. - равнинный Пешт. Воды Дуная в пределах городской черты омывают несколько островов: на С. - остров Сентэндре, далее к Ю. - группу мелких островов, в числе которых остров Маргит (с парком, гостиницей, плавательным бассейном) - излюбленное место отдыха горожан; на крайнем Ю. - остров Чепель.
Берега Дуная соединены 8 мостами (в том числе «Цепной», 1839-49, инженер У. Т. и А. Кларк, скульптор Я. Маршалько: «Эржебет», 1897-1903, разрушен в 1944-45, восстановлен в 1955-65, архитектор П. Шали). Буда с узкими улицами сохраняет черты средневекового города; в основе плана более позднего Пешта - 3 полукольца улиц, пересечённых радиальными магистралями. Среди архитектурных памятников Буды - остатки римского поселения Аквинкума (1-4 вв., ныне музей), стен и башен крепости 13-17 вв., готические жилые дома (14 в.) и церковь Богоматери (Матьяша; 13-15 вв.), королевский дворец (13-18 вв., разрушен во время 2-й мировой войны, восстановлен в 1967), церковь св. Анны (1740-62, архитектор К. Хамон, М. Непауэр, барокко), мавзолей Гюль-Баба и несколько турецких бань (16 в.); в Пеште - Национальный музей (1837-47, архитектор М. Поллак, классицизм), Оперный театр (1875-84, архитектор М. Ибль), парламент (1884-1904, архитектор И. Штейндль, неоготика). Многочисленные памятники, в том числе Тысячелетию Венгрии (1894-1929, скульптор Д. Зала). Для массовой застройки Б. конца 19 - начала 20 вв. характерны жилые дома галерейного типа. После 1945 осуществляется реконструкция Б., ведётся строительство жилых и общественных сооружений
(Народный стадион, 1948-53, архитектор К. Давид; гостиницы «Будапешт», 1968, архитектор Д. Срог, «Интерконтиненталь», 1970, архитектор Я. Финта; и др.).
Учебные заведения, научные и культурные учреждения. В Б. - университет им. Л. Этвеша (см. Будапештский университет), институты: политехнический, медицинский, экономический и др.; Национальная венгерская музыкальная академия им. Ф. Листа; Венгерская академия наук (основана в 1825), Дом техники, ряд научно-исследовательских институтов. Библиотеки: Государственная библиотека им. Ф. Сеченьи (основана в 1802), Городская библиотека им. Э. Сабо (1904), университетская (1635), академическая (1826) и др. Музеи: Национальный музей (основан в 1802), Национальная галерея (1957), Национальный музей естественной истории (1802), Музей изобразительных искусств (1896) и др. Театры: Венгерский оперный, Венгерский национальный (драматический), Театр оперетты и др.
Лит.: Цапенко М. П., Будапешт, М., 1958; Геллерт Д., Будапешт, пер. с венг., М., 1959; Венгрия 67, Будапешт, 1967.
Будапешт. Бульвар им. Ленина.

Будапешт. Площадь Свободы с памятником советским воинам.

Будапешт. Здание Венгерской академии наук.

Будапешт. Здание парламента. 1884-1904. Архитектор И. Штейндль.

Будапешт. Общий вид города. Слева - столичный район Буда, на переднем плане - гора Геллерт, справа - столичный район Пешт.

Будапешт. Жилой дом на ул. Семлехедь. 1960-е гг. Архитектор А. Киш.

Гостиница «Спорт». 1960-е гг. Архитектор И. Брешка.

Будапешт. Народный стадион. 1948-53. Архитектор К. Давид.

Будапешт. Оперный театр. 1875-84. Архитектор Б. Ибль.

Будапешт. Турецкая баня. 16 в.

Будапешт. Жилой дом на ул. Пешти Барнабаш. 1765. Архитектор А. Майерхоффер.

Будапешт. Восстановленный королевский дворец в Буде. 1896-1903. Архитектор А. Хаусман.

Будапешт. Церковь св. Анны. 1740-62. Архитекторы К. Хамон и М. Непауэр.

Будапешт. «Цепной мост». 1839-49. Инженеры У. Т. и А. Кларк.

Будапешт. Церковь Богоматери (Матьяша). 13-15 вв.

Будапешт. План города.

Буданцев    Будапешт    Будапештская Конвенция