Чербери

Чербери в Энциклопедическом словаре:
Чербери - (Херберт Чербери) (Herber Cherbury) Эдуард (1583-1648) - лорд,английский религиозный философ и политический деятель, основоположниканглийского деизма. Отстаивал идею т. н. естественной религии, источниккоторой усматривал в естественном разуме.

Значение слова Чербери по словарю Брокгауза и Ефрона:
Чербери (лорд Герберт Cherbury, 1582-1648) — английский философ; оставил любопытную автобиографию, найденную Орасом Вальполем и изданную в 1764 г. Автобиография заканчивается 1624-м годом; в эдинбургском издании ее (1809) добавлен рассказ о последних 24 годах жизни Ч. Вальполь не без основания видит в Ч. сходство с Дон-Кихотом и Платоном. Будучи хорошо образованным человеком, с большой семьей, с прекрасным положением в свете, Ч. ведет жизнь странствующего по Европе авантюриста и Дон Жуана; участвует в походах, но ищет на войне лишь удовлетворения мелкого тщеславия. В своей автобиографии он с большим самодовольством описывает свои любовные похождения и многочисленные поединки. С 1619 по 1624 г. Ч. был посланником в Париже. Здесь он написал большую часть своей книги "De veritate" и прочел ее Гроцию и теологу Тилению, которые советовали Ч. напечатать его произведение, что он и сделал в 1624 г. Жизнь Ч. по возвращении в Англию недостаточно хорошо известна. Он был дружен с Гассенди. Хотя Ч. жил одновременно с Бэконом и встречался с ним при дворе, но ни Бэкон не упоминает о Ч., ни Ч. о Бэконе. К Бэкону Ч. должен был относиться враждебно; у них есть общие антипатии (к схоластике, к авторитету в сфере знания), но нет общих симпатий. Из автобиографии Ч. мы узнаем, что он весьма ценил сочинения Парацельса, Телезио и Патрици, но влияние их на Ч. не заметно. Ч. написал еще "De causis errorum", "De religione gentilium errorumque apud eos causis" и очерк истории Генриха VIII. Коренной пункт учения Чербери состоит в отрицании воззрения на душу человека и в особенности на разум, как на неисписанную доску (tabula rasa). Человеческое сознание имеет свое собственное содержание, не заимствованное из опыта. Высший принцип познания Ч. находит в истине; истина вечна, всеобща и самоочевидна; истин столько, сколько различий в предметах; различия в предметах познаются врожденными человеческой душе способностями; в основе всех истин лежит одна — истина разума. Ч. признает четыре вида истины: истину предметную, истину явления, истину представления и истину разума, устанавливающую гармонию всех остальных видов. Душа сама в себе заключает в возможности истину, которая развивается под влиянием разнообразных условий. Таким образом, у Ч. ясно выражена идея априорного знания, которому Ч. приписывает признаки всеобщности и необходимости, почти в том же значении, какое впоследствии придал им Кант. Истина вложена в человеческую душу Божеством; она есть эманация Божества. Метафизическая теория Ч. дополняется психологическим анализом душевных способностей; этот анализ проведен с большой подробностью в книге "De causis errorum", в которой рассматриваются условия четырех видов истины и вместе с тем отклонения от них. На заглавном листке книги поясняется смысл ее: rectum index sui et obliqui (в истине указание на себя и на ложь); это изречение очень напоминает выражение Спинозы "verum est index sui et falsi". Весьма вероятно, что Спиноза был знаком с сочинениями Ч. Интересы Ч. — не исключительно философские; его волновали вопросы религиозные, и он старается обосновать религиозные положения чисто рациональным путем. В приложении к книге "De causis errorum" мы находим доказательство всеобщности следующих положений: бытия Бога, необходимости богопочитания, необходимости добродетели, необходимости покаяния, веры в бессмертие и воздаяние по заслугам. Несмотря на очевидную религиозность Ч., его, как рационалиста, впоследствии стали обвинять в атеизме. Кортольд в 1680 г. издал в Киле книгу под заглавием " De tribus impostoribus" (Ч., Гоббс и Спиноза). Эта книга дала повод к ошибочному обвинению Ч. в том, что он — автор знаменитой в средние века книги "De tribus impostoribus". Локк, в первой книге своего сочинения "О разумении", подробно опровергает учение о врожденных идеях, причем имеет постоянно в виду Ч. См. Ch. Rémusat, "Lord Herbert de Cherbury, sa vie et ses oeuvres" (Париж, 1874).

Определение слова «Чербери» по БСЭ:
Чербери - Херберт Чербери (Herbert Cherbury) Эдуард (3.3.1583, Эйтон-он-Северн, Уэльс, - 20.8.1648, Лондон), лорд, английский философ, поэт и политический деятель, посол во Франции. В период гражданской войны сторонник парламентской оппозиции. Основоположник английского Деизма в форме т. н. естественной религии, источник которой усматривал не в откровении, а во врождённом разумном начале. Основные принципы естественной религии сводятся у Ч. к пяти: есть высшее существо; его следует почитать; лучшее его почитание - добродетель и благочестие; преступления и проступки должны искупаться раскаянием; существует воздаяние в загробной жизни. Умеренный деизм Ч. встретил резкую реакцию теологов. Учение Ч. о познании основывается на признании им врожденных идей. Взгляды Ч. критиковали Дж. Локк и П. Гассенди.
Соч.: Tractatus de veritate, [P.], 1624; De causis errorum, pt 1-3, L., 1645; De religione gentilium, Arnst., 1663; The life of Е. Н. of Cherbury, written by himself, Strawberry Hill, 1764; A dialogue between a tutor and his pupil, L., 1768.
Лит.: Мееровский Б. В., У истоков английского деизма, в сб: Вопросы научного атеизма, в. 12, М., 1971; R_emusat Ch. de, Lord H. de Cherbury, sa vie et ses oeuvres, P., 1874; Gьttler C., Е. Lord H. von Cherbury, Mьnch., 1897; Scholz H., Die Religionsphilosophie des H. von Cherbury, Giessen, 1914; Rossi М. M., La vita, le opere, i tempi di Е. Herbert di Cherbury, v. 1-3, Firenze, 1947.
Б. Э. Быховский.

Черапунджи    Чербери    Черва