Дионисий

Дионисий в Энциклопедическом словаре:
Дионисий - Коринфский (ум. 251-258) - имя каждого из двух христианскихмучеников, учеников Кодрата, пострадавших в Коринфе в гонение императораДеция. Память в Православной церкви 10 (23) марта.


Трипполийский (ум. 303) - имя каждого из двух христианскихмучеников, пострадавших в Кесарии Палестинской в гонение императораДиоклетиана. Память в Православной церкви 15 (28) марта.
Александрийский (ум. ок. 250) - христианский мученик, чтец вАлександрии, пострадавший в гонение императора Деция. Память вПравославной церкви 6 (19) сентября.
(ок. 1570-1633) - архимандрит Троице-Сергиева монастыря с 1610;организовал помощь пострадавшим от польской интервенции, в 1611-12рассылал грамоты по городам с призывом к восстанию против интервентов.
(ок. 1440 - после 1502-03) - русский живописец. Иконы (''Спас всилах'', 1500), фрески (Ферапонтов монастырь близ г. Кириллов, ок. 1500-03;с сыновьями) отмечены чертами праздничности и нарядности.
в миру Димитрий Васильевич Хитров (1818-96), русскийправославный миссионер, ученик и сподвижник просветителя Сибири ИннокентияИркутского; епископ Якутский и Вилюйский. Составил и издал азбуку играмматику якутского языка и перевод на якутский язык новозаветных ибогослужебных книг.

Определение слова «Дионисий» по БСЭ:
Дионисий - Дионисий (греч. Dionэsios)
В Сиракузах: Д. I Старший (около 432-367 до н. э., Сиракузы), тиран с 406. Выдвинувшись во время войны с Карфагеном (408-405) как предводитель отряда наёмников, захватил власть, сохранив в демагогических целях народное собрание и совет. Опирался на армию из наёмников, новую чиновную знать, отчасти на торгово-ремесленные слои и бедноту. Д. I вёл широкую завоевательную политику на территории Сицилии, Корсики, Италии. Пользовался поддержкой реакционных элементов всей Греции и сам оказывал помощь, например Спарте в борьбе с Беотийским союзом. При нём Сиракузы превратились в крупный культурный центр; Д. I был автором ряда трагедий, стихов, песен. Д. II Младший (гг. рождения и смерти не установлены), тиран в 367-357 и в 346-344 до н. э. Старший сын Д. I. Как и отец, видя в армии свою опору, став тираном, создал сильное и многочисленное войско. Объявлением амнистии, отменой на 3 года подати и др. мероприятиями Д. II привлёк на свою сторону бедноту. Около 357 вёл войну в Южной Италии с греческими гг. Регием, Кавлонией и племенами луканов. В это время власть в Сиракузах захватил родственник Д. II - Дион. В 346 Д. II вновь овладел властью в Сиракузах. В 344, осаждённый правителем г. Леонтин Гикетом и коринфским полководцем Тимолеоном, сдал крепость последнему; сам Д. II был изгнан в Коринф, был жрецом богини Кибелы, умер в крайней нищете.
Лит.: Фролов Э. Д., Выступление и приход к власти Дионисия Старшего, «Вестник древней истории», 1971, № 3; Stroheker K., Dionysios I. Gestalt und Geschichte des Tyrannen von Syrakus, Wiesbaden, 1958.
С. С. Соловьёва.


Дионисий - Дионисий (около 1440 - после 1502, по другим исследованиям, после 1503)
русский живописец. Работал главным образом в Москве и среднерусских монастырях. Большая часть работ Д., исполненных им совместно с др. живописцами, не сохранилась и известна по письменным источникам (фрески Рождественского собора Боровского Пафнутьева монастыря, между 1467 и 1476; иконы для иконостаса Успенского собора Московского Кремля, 1481; иконы и фрески соборной церкви Успения богоматери в Иосифо-Волоколамском монастыре, после 1485; и др.). Творчество Д. и его школы развивалось в период образования русского централизованного государства во главе с Москвой, когда постепенно усиливалось значение церковных догм, когда государство, стремившееся использовать искусство для укрепления авторитета великокняжеской власти, проводило политику его последовательной регламентации. В иконах и фресках Д. по сравнению с искусством эпохи Андрея Рублёва проявляются единообразие приёмов, черты праздничности и декоративности, перед которыми несколько отступает психологическая выразительность образов. Иконам Д., с их тонким рисунком и изысканным колоритом, с сильно вытянутыми грациозными фигурами, присущи нарядность и торжественность [
«Богоматерь Одигитрия», 1482, «Спас в силах», «Распятие», обе 1500, - все три в Третьяковской галерее; иконы для Ферапонтова монастыря, 1500-02 (по другим исследованиям - 1502-03), совместно с сыновьями Владимиром и Феодосием, главным образом в Русском музее в Ленинграде и в Третьяковской галерее]. Д. приписывают также иконы
«Митрополит Пётр в житии» (Успенский собор Московского Кремля), «Митрополит Алексий в житии» (Третьяковская галерея) и ряд др. работ. Созданные Д. с сыновьями росписи собора Ферапонтова монастыря близ г. Кириллова (1500-02, по др. исследованиям - 1502-03) принадлежат к числу наиболее совершенных образцов средневекового русского монументального искусства, где в стройной и цельной системе росписей органично решены идейно-образные и декоративные задачи. Эти росписи отличаются слитностью с архитектурой и красотой подчинённых плоскости стены композиций, с изящными, как бы лишёнными тяжести фигурами и холодной колористической гаммой, в которой преобладают светлые оттенки. Творчество Д. способствовало распространению на Руси торжественного и праздничного искусства Москвы, позже ставшего общерусским.
Лит.: История русского искусства, т. 3, М., 1955, с. 482-531; Данилова И. Е., Фрески Ферапонтова монастыря, М., 1970; Голейзовский Н. К., Заметки о Дионисии, «Византийский временник», т. 31, М., 1971, с. 175-187; Danilowa I. J., Dionissi, Dresden, 1970.
Н. К. Голейзовский.
Дионисий. «Встреча Марии и Елизаветы». Фреска. Фрагмент росписи собора Рождества богородицы в Ферапонтовом монастыре. 1500-02 или 1502-03.

Дионисий. «Распятие». Икона. 1500. Третьковская галерея. Москва.
Дионисий - Дионисий (светские фамилия и имя - Зобниковский Давид Фёдорович)
(1570 или 1571, Ржев, - 10.5.1633, Сергиев, ныне Загорск), русский церковный деятель; в 1605-10 архимандрит старицкого Богородицкого монастыря, в 1610-18, 1619-33 - Троице-Сергиева. Во время польской и шведской интервенции начала 17 века поддерживал патриарха Гермогена в борьбе за избрание православного царя; в 1611-12 призывал к борьбе с польскими интервентами и сохранению классового мира. В 1612, при освобождении Москвы, Д. послал драгоценные монастырские ризы в залог казакам, которые отказывались помогать народному ополчению К. З. Минина и Д. М. Пожарского до выплаты жалованья.
Лит.: Скворцов Д., Дионисий Зобниновский, архимандрит Троице-Сергиева монастыря, Тверь, 1890; Платонов С. Ф., Очерки по истории Смуты в Московском государстве XVI-XVII вв., М., 1937; Сказание Авраамия Палицына, М. - Л., 1955.

Дионисии    Дионисий    Дионисий I