Дюркгейм

Дюркгейм в Энциклопедическом словаре:
Дюркгейм - (Durkheim) Эмиль (1858-1917) - французский социолог, основательфранцузской социологической школы. Выступил противиндивидуально-психологического и биологического направлений, рассматривалобщество как реальность, несводимую к совокупности индивидов. В то жевремя отводил определяющую роль в обществе ''коллективному сознанию''.Разделение труда считал основой общественной солидарности и трактовалсоциальные конфликты как патологическое явление. Основные сочинения: ''Оразделении общественного труда'' (1893), ''Самоубийство'' (1897),''Элементарные формы религиозной жизни'' (1912).

Значение слова Дюркгейм по словарю Брокгауза и Ефрона:
Дюркгейм (Dürkheim) — город в Баварском Пфальце, на восточном склоне Гардта; 6110 жителей; виноделие, плодоводство, солеварни. Упоминается с VIII в.; принадлежал франкским герцогам салического рода, потом графам Лейнинген; в XV в. завоеван курфюрстом Пфальцским. В окрестностях великолепные развалины Лимбургского бенедиктинского аббатства (XI в.). Д. с давних времен известен своими минеральн. водами и как виноградный курорт. Минеральные воды принадлежат к группе крепких вод поваренной соли, с значительною примесью брома и иода. Всех источников 8, из которых эксплуатируются два — Bleichbrunnen и Neue Quelle. Для питья употребляется первый; ванны приготовляются из обоих источников; Т° воды 15° — 15,8°. Климат мягкий; богатая растительность. Лечебный сезон продолжается с 1-го мая по 1-е ноября.

Определение слова «Дюркгейм» по БСЭ:
Дюркгейм (Durkheim)
Эмиль (15.4.1858, Эпиналь, - 15.11.1917, Париж), французский социолог-позитивист, основатель французской социологической школы. Профессор социологии и педагогики в Бордо (с 1896) и Сорбонне (с 1902). Основал журнал «LAnnйe sociologique»
(1896). Социологическая концепция Д. формировалась главным образом под влиянием Ш. Монтескьё и особенно О. Конта, а также в полемике с индивидуально-психологическими и биологическими направлениями. Согласно Д., предметом социологии являются социальные факты, которые обладают двумя отличительными признаками: объективностью (внешним существованием) и принудительностью по отношению к индивидам (см. «Метод социологии», К.-Хар., 1899, с. 8-9).
В противовес «атомистическим» концепциям (общество - сумма составляющих его индивидов), общество трактуется Д. как реальность особого рода, не сводимая к совокупности индивидов.
Д. настаивал на необходимости применения в социологии объективных методов, аналогичных методам естественных наук, выдвинув принцип: «социальные факты надо рассматривать как вещи». Одним из первых в социологии он пытался соединить теоретический анализ социальных явлений с эмпирическим.
Д. является одним из основателей структурно-функционального направления в социологии (см. Структурно-функциональный анализ). Основным постулатом социологии он считал положение: «... Человеческие институты не могут основываться на заблуждении или на лжи: в противном случае они не могли бы продолжать свое существование. Если бы они не базировались на природе вещей, они встретили бы в ней сопротивление, которое не смогли бы преодолеть»
(«Les formes йlйmentaires de la vie religiеuse...», P., 1912, p. 3). Тем самым Д. утверждал соответствие каждого социального явления определённой потребности общества. Социальные конфликты трактовались им главным образом как патологические явления. Это нашло выражение в работе
«О разделении общественного труда» (1893, рус. пер. 1900), в которой солидарность по существу рассматривается как синоним общественного состояния. Д. различает два типа социальной солидарности: механический и органический. Механическая солидарность доминирует в архаических обществах, органическая - в современных. Первый тип основан на сходстве индивидуальных сознаний, целиком поглощаемых коллективным. С развитием разделения общественного труда механическая солидарность уступает место органической, основанной на разделении функций и индивидуальных различиях.
В работе «Самоубийство» (1897, рус. пер. 1912) Д. на основании анализа статистических данных убедительно доказал зависимость числа самоубийств от характера и интенсивности социальных связей. Наиболее важен анализ Д. аномического самоубийства, которое является следствием социальной дезорганизации. Аномия, по Д., выражается в разрушении системы социальных норм. Понятие аномии приобрело большое значение в современной социологии.
В последней крупной работе «Элементарные формы религиозной жизни. Тотемическая система в Австралии» (1912) Д. на примере верований австралийских аборигенов доказывал социальную обусловленность религии и познания, их роль в поддержании социального единства.
Отношение Д. к марксизму было противоречивым. В его концепции сказывается влияние некоторых идей исторического материализма. В то же время он вульгарно трактовал материалистическое понимание истории как «экономический детерминизм» и отрицательно относился к идее революционного преобразования общества рабочим классом, предпочитая буржуазно-реформаторский путь социального переустройства.
Сотрудники журнала «LAnnйe sociologique» (М. Мосс, М. Хальбвакс, Ж. Дави, С. Бугле и др.) представляли французскую социологическую школу, которая играла ведущую роль во французской социологии вплоть до 2-й мировой войны 1939-45.
Соч.: Education et sociologie, P., 1922; Sociologie et philosophie, P., 1924; Lйducation morale, P., 1923; Le socialisme, P., 1928; Leзons de sociologie. Physique des mœurs et du droit, P., 1950; Pragmatisme et sociologie, P., 1955; в рус. пер. - Социология и теория познания, в сб.: Новые идеи в социологии, сб. 2, СПБ, 1914.
Лит.: Ковалевский М., Современные социологи, СПБ, 1905; Кон И. С., Позитивизм в социологии, Л., 1964; Alpert Н., Emile Durkheim and his sociology, N. Y., 1961; Duvignaud J., Durkheim, P., 1965.
Э. М. Коржева.
Э. Дюркгейм.

Дюринг    Дюркгейм    Дюркгейм (Durkheim) Эмиль