Формализм

Значение слова Формализм по Ефремовой:
Формализм - 1. Приверженность к соблюдению внешних формальностей в ущерб существу дела.
2. Неуклонное соблюдение внешних форм жизни.


Направление в искусстве, искусствоведении, литературоведении и т.п., представители которого склонны отрывать форму от содержания и придавать форме или отдельным ее элементам первенствующее значение.

Значение слова Формализм по Ожегову:
Формализм - Общее название направлений, придающих первенствующее значение форме, внешнему выражению


Формализм Соблюдение внешней формы в чем-нибудь в ущерб существу дела

Формализм в Энциклопедическом словаре:
Формализм - предпочтение, отдаваемое форме перед содержанием вразличных сферах человеческой деятельности. Проявляется в безукоснительномследовании правилам этикета, ритуала даже в тех случаях, когда жизненнаяситуация делает это бессмысленным, в преклонении перед буквой закона припренебрежении к его духу, в искусстве - в признании ''чистой'' формыединственно ценным художественным элементом, и т. п...2) Направление воснованиях математики, объединившее идущую от Г. Фреге идею строгойформализации математических рассуждений с абстрактным подходом кматематике как неинтерпретированному исчислению (формальной системе) сцелью доказательства ее непротиворечивости. Основатель - Д. Гильберт.

Значение слова Формализм по словарю Ушакова:
ФОРМАЛИЗМ, формализма, мн. нет, м. 1. Приверженность к соблюдению внешних формальностей в ущерб существу дела, строго формальное отношение к чему-н. Бюрократический формализм. Излишний формализм в работе. 2. Направление (в искусстве, в искусствоведении, литературоведении и других науках), идеалистически отрывающее форму от содержания, теорию от практики, сводящее действительность к абстрактным формам и схемам (науч.). Борьба с формализмом. Формализм в исторической науке. Формализм в математике.

Определение слова «Формализм» по БСЭ:
Формализм - Формализм (франц. formalisme, от лат. formalis - относящий к форме)
предпочтение, отдаваемое форме перед содержанием в различных сферах человеческой деятельности (см. Содержание и форма). В области человеческих отношений Ф. проявляется в безукоснительном следовании правилам этикета, обряда, ритуала, даже в тех случаях, когда жизненная ситуация делает это бессмысленным, нелепым, комичным или драматичным; интересам соблюдения формальных правил здесь приносятся в жертву интересы содержания человеческого общения. В сфере социального управления Ф. проявляется в бюрократизме, в преклонении перед буквой закона при полном пренебрежении к его смыслу и духу (см. Бюрократия).
В истории искусства Ф. проявлялся в отрыве художественной формы от содержания, признании её единственно ценным элементом искусства и, соответственно, в сведении художественного освоения мира к отвлечённому формотворчеству. Ф. возникал тогда, когда общественные условия порождали у какой-либо социальной группы психологическую установку на противопоставление искусства жизни, практической деятельности, реальным интересам людей. Формалистические тенденции обнаруживаются, например, в академизме 19 в., однако с наибольшей последовательностью Ф. раскрылся в буржуазном искусстве 20 в., в таких его течениях, как Кубизм, кубофутуризм, Дадаизм, леттризм, Абстрактное искусство,
«Поп-арт» и «Оп-арт», «антитеатр» и «театр абсурда», оказываясь одним из проявлений кризиса буржуазного сознания (см. также Модернизм). Именно в это время предпринимаются многочисленные попытки теоретического обоснования Ф. [неокантианская эстетика, концепции К. Фидлера (Германия), Э. Ганслика (Австрия), Р. Фрая, Г. Рида (Великобритания)], в которых искусство трактуется как
«игра формы», как способ созидания «чистых» эстетических ценностей, освобожденных от связи с нравственным, политическим, жизненно практическим содержанием. Ф. сказался и на методологии науки об искусстве (см. «Формальный метод» в литературоведении).
Высоко оценивая значение формы в искусстве, марксистско-ленинская эстетика и литературно-художественная критика всегда вели борьбу со всевозможными проявлениями Ф. - с эстетизмом, с теорией и практикой «чистого искусства», «искусства для искусства»
(См. Искусство для искусства), показывая, что пренебрежение содержанием, формалистические установки не только подрывают социальную активность искусства, его способность участвовать в общественной борьбе, в воспитании людей, но и разрушительно сказываются на самой его художественной ценности.
Лит.: В. И. Ленин о литературе и искусстве, 3 изд., М., 1967; Плеханов Г. В., Искусство и литература, М., 1948; Модернизм. Сб. ст., М., 1973; Каган М. С., Лекции по марксистско-ленинской эстетике, 2 изд., Л., 1971; Медведев П. Н., Формализм в западноевропейском искусствоведении, в его кн.: В лаборатории писателя, Л., 1971; Ohff Н., Anti-Kunst, D
ьsseldorf, 1973.
М. С. Каган.


Формализм - в математике, см. Математический формализм.

Формализироваться    Формализм    Формализовать