Дадаизм

Дадаизм в Энциклопедическом словаре:
Дадаизм - (франц. dadaisme - от dada - конек, деревянная лошадка; детскийлепет), авангардистское литературно-художественное течение в 1916-22.Дадаизм сложился в Швейцарии. (А. Бретон, Т. Тцара, Р. Гюльзенбек, М.Янко, М. Дюшан, Ф. Пикабия, М. Эрнст, Ж. Арп). Выразился в отдельныхскандальных выходках - заборных каракулях, псевдочертежах, комбинацияхслучайных предметов. В 20-е гг. Дадаизм во Франции слился с сюрреализмом,в Германии - с экспрессионизмом.

Определение слова «Дадаизм» по БСЭ:
Дадаизм (франц. dadaisme, от dada - «конёк», деревянная лошадка; в переносном смысле - бессвязный детский лепет)
модернистское литературно-художественное течение, существовавшее между 1916 и 1922. Возникло в 1916 в Цюрихе (несколько раньше выступления будущих дадаистов были в США) в среде анархиствующей интеллигенции, воспринявшей 1-ю мировую войну как развязывание в человеке извечных звериных инстинктов, а разум, мораль и эстетику - как их лицемерную маскировку. Отсюда проистекали программный иррационализм и крайне нигилистический, демонстративно циничный антиэстетизм дадаистов, их своего рода художественное хулиганство. Методы дадаистов (художники французы М. Дюшан, Ф. Пикабия, Ж. Арп, немцы М. Эрнст и К. Швиттерс, французский поэт, румын по происхождению Т. Тцара, немецкий поэт Р. Гюльзенбек, румынский писатель М. Янко и др.) сводились к разного рода скандальным выходкам - заборным каракулям, псевдотехническим чертежам, бессмысленным сочетаниям слов и звуков, комбинациям случайных предметов или наклейкам на холст (Коллаж) и т. д. Дадаисты выпускали в Цюрихе журнал
«Кабаре Вольтер» («Cabaret Voltaire», 1916-17). После войны группа разделилась. В 1919 Тцара переехал во Францию и возглавил группу т. н. абсолютных дадаистов (А. Бретон, ранние Л. Арагон и П. Элюар, Ж. Рибмон-Дессень и др.), выпускавшую альманах
«Да да» и журналы «Литератюр» («Litterature»), «Проверб» («Proverbe»), «Kaннибаль» («Cannibale») и др.; группа ратовала за «абсолютное», лишённое социальной функции, искусство. В Германии группы дадаистов сложились в Берлине (1917-20), Кельне (1918-20) и Ганновере (1919). Особняком стояла берлинская группа
«политических дадаистов», чьи выходки приобретали подчас характер анархического протеста против милитаризма и буржуазного строя. В 20-х гг. во Франции Д. слился с Сюрреализмом (перенявшим парадоксальность приёмов Д.), а в Германии - с Экспрессионизмом. Некоторые из
«политических дадаистов» впоследствии порвали с безыдейностью Д. и, перейдя на позиции революционного пролетарского искусства, применили в новых целях приёмы уличного рисунка в сатирической графике (Ж. Грос) и монтажа в политическом плакате (Дж. Хартфилд). Дадаистские методы комбинации
«готовых» предметов в середине 20 в. стали одним из источников «Поп-арта». См. также Модернизм, Авангардизм.
Лит.: История французской литературы, т. 4, М., 1963: Каптерева Т., Дадаизм и сюрреализм, в кн.: Модернизм, М., 1969; Hugnet G., Laventure dada. P., 1957; Richter H., Dada-Kunst und Antikunst, Kцln, 1964.
Ф. Пикабия. «Парад любви». 1917. Частное собрание. Париж.

Дада    Дадаизм    Дадан