Гулак-Артемовский
Гулак-Артемовский в Энциклопедическом словаре:
Гулак-Артемовский - Петр Петрович (1790-1865) - украинский писатель.Сатирические басни (''Пан да собака'', 1818), баллады, лирические стихи.
(Артемовский) Семен Степанович (1813-73) - украинскийпевец (баритон),
композитор, драматург. Обучался под руководством М. И.Глинки. Пел в русской оперной труппе в Санкт-Петербурге, в Большом театре.Опера
''Запорожец за Дунаем'' (1863), водевили,
песни.
Значение слова Гулак-Артемовский по словарю Брокгауза и Ефрона:
Гулак-Артемовский — см. Артемовский-Гулак.
Определение слова «Гулак-Артемовский» по БСЭ:
Гулак-Артемовский - Петр Петрович [16(27).1.1790, с. Городище, ныне Киевской обл., - 1(13).10.1865, Харьков], украинский писатель. Родился в семье священника. В 1817 поступил в Харьковский университет, где с 1825 был профессором, а с 1841 ректором. Начал печататься в 1817. Приобрёл известность после опубликования басни-сатиры
«Пан да собака» (1818), в которой осуждается произвол помещиков по отношению к крепостным слугам. Эта сатира занимает особое место среди басен Г., направленных против скупости и невежества («Солопий да Хивря», 1819; «Батько да сын», 1827),
иногда проповедовавших покорность и смирение («Рыбка», 1827). Следуя отчасти И. П. Котляревскому, Г. переделывал в бурлескном стиле оды Горация, украинизируя содержание од. Переработку баллад И. В. Гёте
(«Рыбак») и А. Мицкевича («Пани Твардовская») можно рассматривать как ранние произведения украинского романтизма. Позднее в стихотворении «Упадок века» (1856) Г. выразил реакционную мысль о незыблемости системы социального неравенства.
Соч.: Твори, 3 вид., Хар., 1930; Байки, балади, лipика. [Вступ. ст. 1. 1. Пiльгука]. К., 1958.
Лит.: История украинской литературы, т. 1, К., 1954.
П. П. Гулак-Артемовский.
Гулак-Артемовский - Гулак-Артемовский (по сцене - Артемовский)
Семен Степанович [4(16).2.1813, с. Городище, ныне Киевской обл., - 5(17).4.1873, Москва], украинский и
русский оперный певец (баритон), композитор, драматический артист, драматург. Учился в Киевской
духовной семинарии, с детских лет пел в хорах киевского митрополита,
позже в хоре киевского викария. В 1838 встретился с М. И. Глинкой, под его руководством готовился к деятельности оперного певца в
Петербурге, затем занимался у П.
Романи в Италии. В 1841 дебютировал во Флорентийском оперном театре. В 1842 вошёл в
состав рус. оперной труппы в Петербурге, солистом которой состоял до 1864,
выступая периодически в спектаклях итал. оперы, а
также в драматических спектаклях, в 1864-65 пел на сцене Большого театра в Москве. Г. обладал сильным и красивым
голосом, драматическим талантом. Партии: Руслан
(«Руслан и Людмила» Глинки), Мазетто («Дон Жуан» Моцарта) и др. Композиторская
деятельность Г. началась в 1851 -
музыка к «Картине
степной жизни цыган» и вокально-хореографическому
дивертисменту «Украинская свадьба».
В 1863 на сцене Мариинского театра в Петербурге была поставлена
опера Г. «Запорожец за Дунаем»
(либретто собственное), в которой партию Карася исполнил сам
автор. В опере отражён
свободолюбивый дух укр. народа, её образы жизненны и правдивы, а музыка построена на народно-песенном
фольклоре. Г. был другом Т. Г. Шевченко.
Лит.: Ревуцький Д., С. С. Артемовський-Гулак i його комiчна опера «Запорожець за Дунаєм», в кн.: «Запорожець за Дунаєм», [Кипв - Xapкiв], [1936]; Бернандт Г., Ямпольский И., Гулак-Артемовский и его
русские связи, в сборнике: Из истории русско-украинских музыкальных связей, М., 1956;
Кауфман Л., С. С. Гулак-Артемовський, Kи
пв, 1962.
Л. С. Кауфман.
С. С. Гулак-Артемовский.
Гулак
Гулак-Артемовский
Гулакян