Эль Греко

Эль Греко в Энциклопедическом словаре:
Эль Греко - (El Greco) (собств. Теотокопули - Theotocopuli) Доменико(1541-1614), испанский живописец. По происхождению грек. Повышеннаяодухотворенность образов, мистическая экзальтация сближают искусство ЭльГреко с маньеризмом и выражают кризисное состояние художественной культурыПозднего Возрождения. Религиозные, мифологические, жанровые картины,портреты, пейзажи (''Погребение графа Оргаса'', 1586-88, ''Вид Толедо'', 1610-14).

Значение слова Эль Греко по словарю Брокгауза и Ефрона:
Эль Греко — см. Теотокопули.

Определение «Эль Греко» по БСЭ:
Эль Греко (El Greco; собств. Теотокопули, Teotocopuli)
Доменико (1541, о. Крит, - 7.4.1614, Толедо), испанский живописец. По происхождению грек. Первоначально учился, по-видимому, на о. Крит у иконописцев, что во многом предопределило своеобразие его творчества. После 1560 уехал в Венецию, где, возможно, учился у Тициана. С 1570 работал в Риме. Испытал воздействия Маньеризма, Микеланджело, а также венецианских мастеров Позднего Возрождения (Тициана, Я. Бассано, Тинторетто).
Расцвет таланта Э. Г. наступил в Испании, куда он переехал около 1577 (не получив признания при дворе в Мадриде, художник поселился в Толедо). В зрелом творчестве Э. Г., родственном религиозной поэзии испанских мистиков 16 в. (Хуан де ла Крус и др.), в иллюзорно-беспредельном живописном пространстве стираются грани между землёй и небом; резкие ракурсы и неестественно вытянутые пропорции создают эффект стремительного изменения масштабов фигур и предметов, то внезапно вырастающих, то исчезающих в глубине
(«Мученичество св. Маврикия», 1580-1582, Эскориал; «Погребение графа Оргаса», 1586-88, церковь Санто-Томе, Толедо; «Святое Семейство», около 1590-95, Музей искусств, Кливленд). Но ведущее значение в этих произведений получает колорит, основанный на обилии неожиданных рефлексов, беспокойной игре контрастирующих цветов, то ярко вспыхивающих, то гаснущих в призрачном мерцании.
Острая эмоциональность образного строя характерна и для портретов Э. Г., порой отмеченных беспощадной психологической выразительностью («Инквизитор Ниньо де Гевара»).
Черты ирреальности нарастают в поздних произведениях Э. Г. («Снятие пятой печати», Метрополитен-музей, Нью-Йорк; «Лаокоон», Национальная галерея искусства, Вашингтон; оба - 1610-14), где фигуры напоминают языки пламени, мятущиеся в пепельно-сером, взвихренном пространстве. Глубоким трагизмом овеян
«Вид Толедо» (1610-14, Метрополитен-музей, Нью-Йорк).
Проникнутое острым субъективизмом и вместе с тем напряжённым вниманием к возвышенно-драматическим порывам человеческого духа, творчество Э. Г. в 17-19 вв. было забыто и заново открыто лишь в начале 20 в.
Лит.: Валлантен А., Эль Греко (Доменико Теотокопули), [пер. с франц.], М., 1962; Каптерева Т. П., Эль Греко, М., 1965; Малицкая К. М., Истоки творчества Эль Греко, в сборнике: Сообщения Музея изобразительных искусств им. А. С. Пушкина, т. 5, М., 1975; Wethey Н. Е., El Greco and his school, v. 1-2, Princeton, 1962; Cossio M. B., El Greco, Barcelona, 1972.
Эль Греко. «Вознесение». Прадо. Мадрид.

Эль Греко. «Вид Толедо». 1610-14. Метрополитен-музей. Нью-Йорк.

Эль Греко. «Снятие пятой печати». 1610-14. Метрополитен-музей. Нью-Йорк.

Эль Греко. «Моление о чаше». Национальная галерея. Лондон.

Эль Греко. «Св. Иероним». Собрание Мелона. Вашингтон.

Эль Греко. «Поэт О. Парависино». 1609. Музей изящных искусств. Бостон.

Эль Греко. «Мученичество св. Маврикия». 1580-82. Эскориал. Фрагмент.

Эль Греко. «Погребение графа Оргаса». 1586-88. Церковь Санто-Томе. Толедо. Фрагмент.

Эль Греко. «Апостолы Пётр и Павел». 1614. Эрмитаж. Ленинград.

Эль    Эль Греко    Эль-Абьяд