Эсхил

Эсхил в Энциклопедическом словаре:
Эсхил - (ок. 525-456 до н. э.) - древнегреческий поэт-драматург, ''отецтрагедии''. Был свидетелем подъема афинской демократии, с чем связаноприсущее его творчеству настроение суровой бодрости и доверия ксправедливому устройству мира, но также и страха перед возможнымнарушением человеком мировой ''меры''. Превратил трагедию из обрядовогодейства в собственно драматический жанр, впервые введя второго актера итем создав предпосылку для диалогического конфликта. Форма трагедий Эсхиласохраняет архаическую монументальность, композиционную симметрию истатичность, хор удерживает ведущую роль, характеристика действующих лицотличается строгой цельностью, исключающей противоречия и нюансы (трилогия''Орестея''; ''Семеро против Фив''). Среди образов Эсхила особое местозанимает Прометей (''Прикованный Прометей''), наделенный чертами борца,сознательно принимающего на себя страдания ради лучшего уделачеловеческого рода.

Определение слова «Эсхил» по БСЭ:
Эсхил (Aischylos)
(около 525, Элевсин, - 456 до н. э., Сицилия), древнегреческий драматург. Происходил из старинного аристократического рода. Участвовал в греко-персидских войнах. В 484 одержал первую победу в драматических состязаниях; впоследствии еще 12 раз был победителем в состязаниях драматургов. В античности было известно около 80 драматических произведений Э., сохранилось только 7:
«Персы» (472), «Семеро против Фив» (467), трилогия «Орестея» (458; «Агамемнон», «Хоэфоры», «Эвмениды»); о времени создания трагедий «Просительницы, или Молящие» и «Прикованный Прометей»
единого мнения нет. Из остальных трагедий Э. дошли отрывки, редко превышающие 5-10 стихов; относительно крупные фрагменты из сатировских драм «Тянущие невод» и «Послы, или Истмийцы» опубликованы в изданиях египетских папирусов в 1933 и 1941. Творчество Э. относится к периоду окончательного утверждения афинской демократии (1-я половина 5 в. до н. э.) и отражает переоценку мировоззренческих принципов родового строя. Героем его трагедий является самостоятельный в своем поведении и ответственный за свои поступки человек. Сущность трагического у Э. раскрывается с наибольшей отчетливостью в
«Орестее»: тяготеющее над домом Агамемнона проклятие Атридов осуществляется только потому, что члены этого дома (Агамемнон, Клитемнестра) сами виновны в совершении тягчайших преступлений против божественных и человеческих законов. Кровавая вереница отмщений-преступлений прекращается благодаря вмешательству суда афинского ареопага, чье решение освящается богиней Афиной и символизирует победу демократической государственности над архаическим законом родовой мести. Торжество принципов патриотизма и гражданского равноправия над
«варварским» деспотизмом составляет основное содержание «Персов» и находит также отражение в «Семерых против Фив» и «Просительницах». Гуманистическое содержание творчества Э. с исключит. яркостью раскрывается в трагедии о Прометее -
«самом благородном святом и мученике в философском календаре» (Маркс К., см. Маркс К. и Энгельс Ф., Из ранних произведений, 1956, с. 25).
«Отец трагедии», Э. был крупнейшим новатором в области художественной формы. Хоровые и лирические партии с участием актеров играют в его трагедиях важнейшую драматическую роль, нагнетая атмосферу волнения и тревоги и подводя действие к кульминации. Введением второго актера Э. значительно повысил роль индивидуальных персонажей, среди которых выделяются такие титанические образы, как Этеокл, Прометей, Клитемнестра. Трагедии Э. были хорошо известны в Древнем Риме; некоторые из них послужили прототипом для произведений Энния, Акция, Сенеки. В литературе и искусстве нового времени широкое отражение нашел образ Прометея.
Соч.: Aeschyli septem quae supersunt tragoediaf, ed. D. Page, Oxf., 1972; в рус. пер. - Трагедии, пер. С. Апта, М., 1971,
Лит.: Радциг С. С., История древнегреческой литературы, 4 изд., М., 1977; Ярхо В. Н., Эсхил, М., 1958; Lesky А., Die tragische Dichtung der Hellenen, 3 Aufl., Gцtt., 1972; Wege zu Aischylos, hrsg. von Н. Hommel, Bd 1-2, Darmstadt, 1974.
В. Н. Ярхо.

Эсхель    Эсхил    Эсхин