Эйдос

Эйдос в Энциклопедическом словаре:
Эйдос - (греч. eidos - вид - образ),..1) термин древнегреческой философии илитературы, первоначально (как и ''идея'') означал ''видимое'', ''то, чтовидно'', ''наружность'' (Гомер), затем - конкретную явленность, видимуюсущность (Парменид), субстанциальную идею (Платон), форму (Аристотель, см.Форма и материя)...2) В феноменологии Э. Гуссерля - сущность в отличие отфакта; т. н. эйдетическая редукция - отвлечение от всех фактическихразличий и созерцание чистой сущности.

Значение слова Эйдос по Психологическому словарю:
Эйдос - Книжный магазин: ""Эйдос"".
   Режим работы: 11.00 - 20.00, без обеда.
   Разделы психологии: Все разделы.
   Адрес: Москва, Старосадский пер. 9 (во дворе).
   Телефон: 921-48-95.

Значение слова Эйдос по Религиозному словарю:
Эйдос - Термин древнегреческой философии. Первоначально обозначал внешний вид, образ. В V в. до н.э. принимает значение, близкое в ""виду"" как классификационной единице. У Демокрита употребляется в значении ""атом"". У Платона - синоним слова ""идея"", трансцендентная умопостигаемая форма, существующая отдельно от единичных вещей, которые к ней причастны; объект достоверного научного знания. В философии Аристотеля - ""вид"" как классификационная единица, подчиненная ""роду"".

Определение слова «Эйдос» по БСЭ:
Эйдос (греч. йidos - вид, образ)
термин античной философии и литературы, первоначально обозначавший «видимое» или «то, что видно», но постепенно получивший более глубокий смысл - «конкретная явленность», «телесная или пластическая данность в мышлении».
Уже у Гомера термин обозначал «наружность» и преимущественно «прекрасную наружность». В античной натурфилософии Э. понимался почти исключительно как «образ» (Эмпедокл, Демокрит). Однако уже у Парменида Э. выступал как сущность, правда, так или иначе видимая. У Платона имеются различные значения Э. -
«внешнее» и «внутреннее» и т.д., вплоть до значения субстанциальной идеи, которое для него особенно характерно. У Аристотеля Э. употреблялся также и в значении «формы». В Стоицизме и Неоплатонизме Э. имеет разнообразные значения (начиная с «наружности тела» и кончая самостоятельной субстанциальной идеей).
В феноменологии Э. Гуссерля этот термин, отчасти в латинском переводе species, означает наивысшую мыслит. абстракцию, которая тем не менее дана конкретно, наглядно и вполне самостоятельно.
Лит.: Лосев А. Ф., Очерки античного символизма и мифологии, М., 1930, с. 135- 281; его же, История античной эстетики, [т. 3] - Высокая классика. М., 1974, с. 318- 361; Ritter С., Neue Untersuchungen ьber Platon, Mьnch., 1910, S. 228-336; Hartmann N., Zur Lehre vom Eidos bei Platon und Aristoteles, B., 1941.
А. Ф. Лосев.

Эйдлин    Эйдос    Эйдотея