Жерико

Жерико в Энциклопедическом словаре:
Жерико - (Gericault) Теодор (1791-1824) - французский живописец и график.Основоположник романтизма во французской живописи. Драматично-напряженныепроизведения (''Плот Медузы'', 1818-19) отличаются актуальностью ипсихологизмом, экспрессией живописи, контрастами светотени; бытовые сцены,пейзажи (''Дебри в Эпсоме'', 1821) повлияли на реалистов сер. 19 в.

Значение слова Жерико по словарю Брокгауза и Ефрона:
Жерико (Жан-Луи-Андре-Теодор Géricault, 1791-1824) — знаменитый французский живописец; ученик в течение недолгого времени Ш. Верне, а потом П. Герена, который огорчался его приемом передавать природу несогласно с принципами школы Давида (см.) и пристрастием к Рубенсу, но потом признал рациональность его стремлений. Вначале, служа в королевских мушкетерах, Ж. писал преимущественно батальные сцены, после же путешествия своего в Италию, в 1817-19 гг., он исполнил большую и сложную картину "Гибель фрегата "Медуза"" (находится в Луврском музее, в Париже), явившуюся полным отрицанием Давидовского направления и красноречивой проповедью реализма. Новизна сюжета, глубокий драматизм композиции и жизненная правда этого мастерски нарисованного и написанного произведения не были сразу оценены по достоинству, но вскоре оно получило признание даже со стороны приверженцев академического стиля и доставило художнику славу талантливого и смелого новатора. К прискорбию, наслаждаться этою славой пришлось ему недолго: едва успев возвратиться в Париж из Англии, где главным предметом его занятий было изучение лошадей, он сошел в могилу вследствие несчастного падения с верхового коня. Этюды с натуры, мастерские литографии и многочисленные жанры, исполненные Ж. в последние годы его жизни и изображающие лошадей в их различных отношениях к человеку, отличаются необыкновенной энергией и верностью натуре. Преждевременная кончина помешала ему написать проектированную большую картину "Отступление французов из России в 1812 г.". Сверх "Гибели фрегата "Медуза"", в Луврском музее находится семь батальных картин и шесть рисунков этого художника. Ср. Ch. Clement, "G. Etude biographique et critique" (3 изд., 1879, со снимками с оригинальных рисунков Ж.). А. С-в.

Определение слова «Жерико» по БСЭ:
Жерико (Gйricault)
Теодор (26.9.1791, Руан, - 26.1.1824, Париж), французский живописец и график. Учился у К. Берне (1808-10) и П. Герена (1810-11), испытал влияние А. Гро. Сохранив от Классицизма тяготение к обобщённо-героизированным образам, Ж. впервые во французском искусстве выразил присущие Романтизму острое чувство конфликтности мира, стремление к экспрессивному воплощению исключительных событий современности и сильных страстей. Уже первые произведения Ж., где отразилась бурная эпоха наполеоновских войн с её отчаянной бравадой
(«Офицер конных егерей императорской гвардии, идущий в атаку», 1812, Лувр, Париж), чувством растерянности и трагическим концом («Раненый кирасир, покидающий поле боя», 1814, Лувр), отличаются повышенной эмоциональностью образов, динамичностью построения и колорита, в котором преобладающий тёмный тон оживляется интенсивными цветовыми акцентами, стремительными пастозными мазками. В 1816-17 в Италии под влиянием классического искусства, особенно Микеланджело, в произведениях Ж. усиливаются обобщенность и монументализация форм, чёткость рисунка
(«Бег свободных лошадей в Риме», 1817, Лувр). Одно из главных произведений Ж. и всего романтического искусства - «Плот Медузы» (1818-19, Лувр), написанное на остро злободневный сюжет (трагедия оказавшихся в океане на плоту пассажиров фрегата «Медуза», погибшего по вине правительства)
и имевшее большой общественный резонанс; придавая частному случаю символический смысл, Ж. показывает сложную гамму человеческих чувств - от мрачного отчаяния до бурного взрыва надежды: динамика огромного полотна определяется диагональю композиции, энергичной лепкой мощных объёмов, напряжёнными контрастами света и тени. В
«Портрете двадцатилетнего Делакруа» (около 1819, Музей изящных искусств и керамики, Руан) и автопортретах выражено представление о романтическом художнике как независимой эмоциональной личности; в объективности портретов душевнобольных (около 1822), где изображено разрушительное действие страстей, заключён истинный гуманизм Ж. В 1820-21 в Англии Ж., пораженный своеобразием её облика и быта, изображает в своих богатых и тонких по цвету картинах и акварелях, в литографиях
(«Большая и малая английские сюиты», 1820-21) сцены из народной жизни (с безжалостной правдивостью показывая её социальные контрасты), скачки («Дерби в Эпсоме», 1821, Лувр). В суровом и безлюдном «Пейзаже с печью для обжигания извести»
(1822, Лувр) будничный мотив - повод для романтически-напряженного воплощения материальности мира. Ж. - один из пионеров литографии; сохранились также его скульптурные работы.
Лит.: Жерико о себе и современники о нём, пер. с франц., М., 1962; Прокофьев В. Н., Теодор Жерико, М., 1963; Berger К, Gйricault et son oeuvre, P., 1968.
В. С. Турчин.
Т. Жерико. Автопортрет. Около 1811-14. Собрание П. Дюбо. Париж.

Жерёбость    Жерико    Жерлица