Кукрыниксы

Кукрыниксы в Энциклопедическом словаре:
Кукрыниксы - (псевд. по первым слогам фамилий) - творческий коллективграфиков и живописцев: Куприянов Михаил Васильевич (1903-91), КрыловПорфирий Никитич (1902-90), Соколов Николай Александрович (р. 1903).Действительные члены АХ СССР (1947), народные художники СССР (1958), ГероиСоциалистического Труда (Куприянов - 1973, Крылов - 1972, Соколов - 1973).Острогротескные злободневные карикатуры на темы внутренней и международнойжизни (серии ''Транспорт'', 1933-1934, ''Поджигатели войны'', 1953-57),агитационные, в т. ч. антифашистские, плакаты (''Беспощадно разгромим иуничтожим врага!'', 1941), иллюстрации к произведениям М. Е.Салтыкова-Щедрина (1939), А. П. Чехова (1940-46), М. Горького (1933,1948-49), картины (''Старые хозяева'', 1936-1937; ''Конец'', 1947-48).Работали методом коллективного творчества (индивидуально - над портретамии пейзажами). Ленинская премия (1965), Государственная премия СССР (1942,1947, 1949, 1950, 1951, 1975).

Определение слова «Кукрыниксы» по БСЭ:
Кукрыниксы (псевдоним по первым слогам фамилий)
творческий коллектив советских графиков и живописцев: Куприянов Михаил Васильевич [р. 8(21).10.1903, Тетюши, ныне Татарской АССР], Крылов Порфирий Никитич [р. 9(22).8.1902, деревня Щелкуново, ныне Тульской области], Соколов Николай Александрович [р. 8(21).7.1903, Москва]. Учились в московском Вхутемасе-Вхутеине (между 1921 и 1929). Действительные члены АХ СССР (1947), народные художники СССР (1958). Как художники-сатирики К. заняли ведущее место в советском искусстве и получили всемирную известность. Совместно работая с 1924, К. первоначально исполняли преимущественно карикатуры на темы из литературной жизни. Огромные возможности сатирического таланта К. оценил М. Горький, который при встрече с ними (1931) посоветовал шире охватывать жизнь, черпать темы как внутри страны, так и за её пределами. Выступая с 1925 в газетах и журналах
(«Правда», «Крокодил» и др.), К. выработали в тесном сотрудничестве с журналистами новый тип карикатуры, отмеченный острой злободневностью, уничтожающе-язвительным решением темы, шаржированной характерностью типов (серии: «Транспорт», тушь, 1933-34; «О дряни», тушь, гуашь и др., 1959-60).
Большую роль в патриотическом воспитании советских людей сыграли карикатуры, плакаты и «Окна ТАСС», созданные К. в годы Великой Отечественной войны 1941-45, сочетающие в символически-обобщённых образах убийственный сарказм и героику
(«Беспощадно разгромим и уничтожим врага!», 1941). Значительной политической силой обладает и послевоенная сатира К., бичующая поджигателей войны, врагов мира и социализма («Поджидатели войны», тушь, 1953-57). За политические карикатуры и плакаты К. удостоены Государственной премии СССР (1942) и Ленинской премии (1965). С начала содружества К. также много работают над шаржем.
С 20-х гг. К. выступают и как иллюстраторы, обращаясь к произведениям литературы с глубоким пониманием особенностей изображаемой эпохи и языка писателя. Диапазон их творчества в этой области весьма широк - от острого графического гротеска до лирически-живописных образов. Среди иллюстрированных ими произведений:
«12 стульев» (тушь, 1933 и 1967) и «Золотой телёнок» (тушь, цветная акварель, 1971) Ильфа и Петрова, «Господа Головлёвы» и др. произведения Салтыкова-Щедрина (тушь, 1939), «Дама с собачкой» и др. произведения Чехова (1940-46; Государственная премия СССР, 1947),
«Жизнь Клима Самгина» (1933), «Фома Гордеев» (1948-49; Государственная премия СССР, 1950) и «Мать» (1950; Государственная премия СССР, 1951) М. Горького, «Дон Кихот» Сервантеса (1949-52) - все чёрная акварель.
В станковой живописи К. также ставят перед собой задачи большого политического звучания, творчески развивая традиции русского реалистического искусства и используя иногда отдельные приёмы своей сатирической графики. Они обращаются к историческим сюжетам (серия «Старые хозяева», 1936-37, Третьяковская галерея),
обличают фашизм [«Бегство фашистов из Новгорода», 1944-46, Русский музей, Ленинград; «Конец», 1947-48, Государственная премия СССР, 1949; «Обвинение (Военные преступники и их защитники на Нюрнбергском процессе)»,
1967; обе - в Третьяковской галерее], значительное место отводя и теме героизма советских людей во время Великой Отечественной войны («Таня», 1942-47, Третьяковская галерея). Уникален рабочий метод К.: мастера добиваются единого,
«кукрыниксовского» почерка, объединяя личные дарования в коллективном творческом процессе. Индивидуально работают как портретисты и пейзажисты. Награждены орденами Ленина, Отечественной войны 1-й степени и медалями. В 1972 П. Н. Крылову, а в 1973 Н. А. Соколову присвоено звание Героя Социалистического Труда.
Лит.: Горький М., Собр. соч., т, 26, М., 1953, с. 233-35; Демосфенова Г. Л., Кукрыниксы, М., 1960; Соколова Н. И., Кукрыниксы, М., 1962.
Кукрыниксы. Иллюстрация к рассказу А. П. Чехова «Человек в футляре» (чёрная акварель, 1941).

Кукрыниксы. «Потеряла я колечко... (а в колечке - 22 дивизии)» (тушь, гуашь, 1943, Третьяковская галерея, Москва).

Кукрыниксы. «Таня». 1942-47. Третьяковская галерея. Москва.

П. Н. Крылов.

М. В. Куприянов.

Н. А. Соколов.

Куконица    Кукрыниксы    Кукситься