Либельт

Значение слова Либельт по словарю Брокгауза и Ефрона:
Либельт (Карл Libelt, 1807-1875) — польский философ, родом из Познани; участвовал в восстании 1831 г., сидел несколько времени в прусской тюрьме, с 1846 по 1848 г. опять содержался под стражей вследствие участия в движении 1846 г.; в 1848 г. председательствовал в польском отделении пражского славянского конгресса; позже был членом прусской палаты депутатов. Л., сначала подчинявшийся влиянию Гегеля, потом отступил от него в мечтах о создании новой "славянской философии". В сочинении "Filozophia i Kritika" (1845; род критического введения в философию) Л. исходит из мысли о несостоятельности разума для решения вопросов о личности и бессмертии души. Идеализм, основанный на разуме, во всех системах, с Декарта до Гегеля, приводил лишь к подрыву основ религии и национальности. Необходима поэтому новая, основанная на совершенно новом принципе, философия, которая может возникнуть лишь среди новых условий, а, следовательно, только у нового народа. Это — философия образов и действий в отличие от устаревшей философии разума и абстрактной мысли. Такой новой философии соответствуют свойственные славянскому племени простота, естественность и "пластический" взгляд на мир. Результаты, к которым должна привести славянская философия, Л. заранее изложил в "десяти заповедях": 1) в основу философии кладется единство видимого мира с невидимым; 2) она признает возможность познания истины силою непосредственной связи с предвечным духом; 3) проявления духа должны быть воображаемы, его следует понимать как личность; 4) существо духа есть действие, жизнь, реальность; 5) нет дуализма света и мрака, добра и зла; счастье человечества — реализация красоты, истины и добра; 6) материальные блага даются человеку Богом как бы в "ленное владение"; 7) представители одного народа все равны, воплощая в себе единую божественную мысль, которая, однако, различно реализуется на разных ступенях общественной иерархии; 8) власть есть божественная мысль, олицетворенная для того, чтобы она могла реализоваться; 9) славянская религияхристианство, но она прогрессирует и не совпадает с окаменелым католицизмом; 10) наука должна быть народною, единиться с присущею народу божественной мыслью и развивать ее. Продолжением этого труда служит "System umnić twa, czyli filozofii umys łowej" (Познань, 1850; 2 изд. 1857). Здесь Л. делит философию как науку о реальности на философию мысли и разума, философию воображения и ума и философию воли и действия, ставя своей задачей лишь разработку второй из них. Из понятия "воображение" он выводит 3 основных умственных силы: 1) ображение (obraźnia) — абсолютная сила "ума" в Боге, 2) воображение (wyobraźnia) — относительная его сила в человеке и 3) преображение (przeobraźnia) — его сила объективная, как перемена форм во вселенной. Далее развита эта система в "Эстетике" ("Estetyka, czyli umnić two pi ękne", I, Познань, 1849; II-III, СПб., 1854), в которой Л. определяет искусство как "излияние наружу идеала или божественной мысли" и относит к нему чуть не все проявления духовной жизни человечества. — Своеобразная система Л. не имеет большого научного интереса; но вместе с Иосифом Кремером (1806-1875), также учеником Гегеля, автором соч. "Wyklad systematyczny filozofii" (1849-52) и эстетических "Писем из Кракова" (1843-55; 2 издание, Вильна, 1871), Л. имеет большое значение в новейшей польской литературе содействием облагорожению национальных стремлений польского народа и эстетическому его воспитанию. См. Struve, "Libelt i Kremer" ("Kłosy", 1875, №№ 525 -528); A. Molicki, "Stanowisko w filozofii Karola Libelta i stosunek jego do innych sp ółczesnych filozofow polskich" (Львов, 1875).

Определение слова «Либельт» по БСЭ:
Либельт (Libelt)
Кароль (18.4.1807, Познань, - 6.6.1875, Брдув, близ Познани), польский общественный деятель, философ. Учился в Берлине и Париже. Преподавал в Познани. Участник Польского восстания 1830-31. В 1839 вошёл в первый Познанский национальный комитет, выступивший за подготовку к общепольскому восстанию. В 1846 был арестован, освобожден в результате Мартовского восстания 1848 в Пруссии. Стал руководителем Национального комитета, соглашательская политика которого способствовала поражению Познанского восстания 1848. В 1848-50 входил в либеральную Польскую лигу, фактически отказался от национально-освободительной борьбы. Л. принадлежал к
«национальным философам» - мессианистам. По Л., функция разума - негативная, она состоит в опровержении ложного; истинное же постигается путём интуиции и воображения; существует некая сверхрациональная способность постижения истины, свойственная исключительно слав. народам, особенно полякам. Л. сформулировал
«десять заповедей славянской философии» как «философии действия».
Соч.: Pisma pomniejsze, t. 1-6, Poznań, 1849-51; Dzieła. Filozofia i krytyka, 2 wyd., t. 1-6, Poznań, 1874-75; Samowładztwo rozumu i Objawy filozofii słowiańskiej..., [Warsz.], 1967.
Лит.: Szuman H., Rys źycia i działalności K. Libelta, Poznań, 1876; Hahn W., K. Libelt, Lwуw, 1907; Sobeski: Metafizyka Libelta, Poznań, 1916; Morawski S., Poglady estetyczne K. Libelta, в сборнике: Materia
ły do studiуw i dyskusji..., № 7/8, Warsz., 1951.
И. С. Мюллер, Б. Э. Быковский.

Либеллатики    Либельт    Либен