Митра

Значение слова Митра по Ефремовой:
Митра - Позолоченный и украшенный религиозными эмблемами высокий с круглым верхом головной убор высшего православного и католического духовенства, обычно надеваемый при полном облачении во время богослужения.

Значение слова Митра по Ожегову:
Митра - Позолоченный головной убор, надеваемый во время богослуже ния представителями высшего православного духовенства и некоторыми заслуженными священниками

Митра в Энциклопедическом словаре:
Митра - в древневосточных религиях бог солнца, один из главныхиндоиранских богов, бог договора, согласия, покровитель мирных,доброжелательных отношений между людьми.


(от греч. mitra - головная повязка) - в православных и католическихцерквах высокий головной убор высшего православного и католическогодуховенства.
Шомбху (р. 1915) - индийский актер, режиссер. На сцене с 1936.Творчество Митры способствовало сближению индийского театра сзападноевропейским реалистическим искусством. Сторонник системы К. С.Станиславского.

Значение слова Митра по Религиозному словарю:
Митра - В древневосточных религиях бог Солнца, договора, согласия. Один из главных древнеиранских богов. Точное происхождение культа Митры неизвестно. Культ Митры имел существенное влияние на религиозные массы Ближнего Востока и Римской империи в I веке до н.э. - I веке н.э., и лег в основу раннего религиозного синкретизма. В основе культа Мирты лежали идеи космополитизма и мистицизма, свойственные восточным религиям. В религиозно-философском отношении многие исследователи оценивают культ Митры как промежуточный между язычеством и христианством.

Значение слова Митра по словарю Символизма:
Митра - Символизирует власть. Первоначально это был головной убор в виде рыбьей головы, который носили жрецы бога Эа-Оаннеса. Ее носит также высший священнослужитель в иудаизме и в митраизме. Митру одевают и христианские епископы.

Значение слова Митра по словарю Ушакова:
МИТРА
митры, ж. (греч. mitra - головная повязка) (церк.). Позолоченный и украшенный головной убор епископов и заслуженных священников в православной церкви, употр. во время богослужения.

Значение слова Митра по словарю Даля:
Митра
ж. архиерейская и архимандритская шапка, при полном облачении. | Родовое название морских улиточных раковин. Митровый, к ней относящийся. Митрополит м. высший духовный сан в России; в епархиях столичных и в киевской управляют митрополиты. -тов, ему принадлежащ. -тский, -личий, к нему относящийся. Митропольство, -литство ср. сан или округ митрополита, митрополия ж. что также означает вообще столицу. Митропольщина стар. барщина на митрополита, земские доходы его.

Определение слова «Митра» по БСЭ:
Митра - Митра (от греч. mнtra - головная повязка)
в православной и католической церквах позолоченный и украшенный религиозными эмблемами головной убор, надеваемый при полном облачении (преимущественно на время богослужения) представителями высшего духовенства (папой, епископами и др.).


Митра - в древневосточных религиях один из главных индоиранских богов, воплощающий доброжелательную по отношению к человеку сторону божественной сущности: М. - бог дневного света, податель жизни и пр.; и своей специфической функции - гарант установленных или обусловленных отношений в мире и обществе, бог договора (от индоиран. «митра» - договор).
Обычно выступал рядом с солнцем (с которым М. был отождествлен у некоторых Иранских народов в более поздний период). М. почитался в государстве Митанни, в древнейшей Индии. Культ иранского М. был представлен и в ряде древних восточных религий (в находившихся под Иранским влиянием областях Передней Азии), воспринял многие элементы этих религий. В последние века до н. э. возникла особая религия с культом М. - митраизм, получившая распространение в эллинистическом мире, с 1 в. н. э. - в Риме, со 2 в. - по всей Римской империи; особой популярностью пользовалась в пограничных провинциях, где стояли римские легионы, солдаты которых были главными приверженцами культа М., считавшегося богом, приносящим победу; сохранились остатки многочисленных святилищ-митреумов (вблизи римских лагерных стоянок). Значительную роль в распространении митраизма сыграли социальные низы, которых он привлекал тем, что провозглашал равенство среди посвященных в него и сулил блаженную жизнь после смерти. В митреумах совершались особые Мистерии, доступные только посвященным мужчинам; они состояли из жертвоприношений, культовых трапез и пр. С конца 2 в. римские императоры (особенно Аврелиан и Диоклетиан) покровительствовали культу М. Во 2-4 вв. митраизм был одним из главных соперников христианства, которое вместе с тем многое заимствовало из культа М.
Лит.: Кошеленко Г. А., Ранние этапы развития культа Мифры, в сборнике: Древний Восток и античный мир, М., 1972; Вlаwatsky W., Kochelenko G., Le culte de Mithra sur la cфtй septentrionale de la Mer Noire, Leiden, 1966; Cumont F., Die Mysterien des Mithra, Lpz. - B., 1923; Gerschevitch J., The Avestan Hymn to Mithra, Camb., 1959; Widengren G., Die Religionen Irans, Stuttg., 1965; Vermaseren M. J., Mithrasdienst in Rome, Nijmegen, 1951; его же, Corpus lnscriptionum et monumentorum religionis Mithriacae, t. 1-2, The Hague, 1956-60.
Г. А. Кошеленко.

Митохондрии    Митра    Митра*