Моррис
Моррис в Энциклопедическом словаре:
Моррис - (Morris) Чарлз Уильям (р. 1901) - американский философ, сочеталпринципы прагматизма с идеями логического позитивизма. Сформулировалосновные понятия и принципы семиотики.
(Morris) Уильям (1834-96) -
английский художник, писатель, теоретикискусства. С 1860-х гг. выступал с социальной критикой, видел в искусствесредство преобразования общества. Литературное
творчество Морриса отмеченоромантической стилизацией (поэма
''Земной рай'', 1868-70). С 1880-х гг.участник английского рабочего
движения. Социалистические
взгляды выразил всоциально-утопическом романе
''Вести ниоткуда, или
Эпоха счастья'' (1891).
Определение слова «Моррис» по БСЭ:
Моррис - Моррис (Morris)
Лесли (10.10.1904, Уэстон-сьюпер-Мэр, Великобритания, - 13.11.1964, Торонто, Канада), деятель рабочего движения Канады. С 12 лет работал подручным кузнеца. В 15-летнем возрасте впервые участвовал в забастовке железнодорожников. В 1920 переехал в Канаду. С декабря 1921 член Коммунистической партии Канады (КПК). В 1924-25 первый национальный секретарь канад. комсомола. Делегат 7-го конгресса Коминтерна (1935). Неоднократно подвергался арестам за революционную деятельность. В 1956-57 вёл активную борьбу против ревизионистов и ликвидаторов, пытавшихся развалить КПК. С января 1962 генеральный секретарь КПК.
Моррис - Моррис (Morris)
Уильям (24.3.1834, Уолтемстоу,
Эссекс, - 3.10.1896,
Лондон), английский
художник, писатель, теоретик искусства, общественный деятель. Учился в Оксфордском
университете (1853-56). С 1856 работал в
архитектурной мастерской Дж. Э. Стрита в Лондоне. В 1857-62 обратился к
живописи. В 1861-62 организовал совместно с П. Маршаллом и Ч. Фолкнером художественно-промышленную компанию
(кустарные мастерские декоративной росписи, мебели, тканей, обоев, металлических изделий, витражей,
шпалер, вышивок).
Эстетические взгляды М. формировались под влиянием учения Т.
Карлейля, лекций Дж. Рескина, а
также идей движения прерафаэлитов.
Начиная с 1860-х гг. он выступал с романтической критикой буржуазной
действительности, видя в искусстве главное
средство ее
преобразования и ставя своей целью эстетическое
воспитание масс.
Сотрудничая с Ф. М. Брауном, Д. Г.
Россетти, Э. Бёрн-Джонсом, У. Крейном и архитектором Ф. Уэббом, М. стремился
противопоставить обезличенному капиталистическому машинному производству
индивидуальное творчество (вместе с тем он был уверен в
безграничности эстетических возможностей машинного производства при
социализме), возродить вытесненные капиталистической индустрией народного ремёсла и т. о.
решить проблемы, стоящие
перед современным декоративно-прикладным искусством. В известном смысле М. закладывал
основы художественного
конструирования, выдвигая на первый план роль мастера-творца. Изделия мастерских М.,
оформленные им интерьеры отличаются определенной
функциональной оправданностью и тектонической
уравновешенностью композиции, чёткостью орнамента, стилизующего растительные
мотивы, сдержанностью цветовых сочетаний;
рядом черт они предвосхищают стиль
«Модерн».
Деятельность мастерских во многом способствовала
возрождению англ. декоративно-прикладного искусства;
однако на
практике, сводясь к новому
оформлению буржуазного быта, она входила в
неизбежное противоречие с эстетической программой М. В 1877 М. основал Общество защиты старинных зданий, в 1890-91 - Келмскоттское
издательство, выпускавшее книги по образцам инкунабул [иллюстрированные М. в духе английских готических миниатюр
«История
сверкающей долины» (совместно с У. Крейном; см. илл.) и «Сочинения
Джеффри Чосера» (совместно с Э.
Берн-Джонс, 1896]. Тяготением к средневековым мотивам, романтической стилизацией образов
отмечено и
литературное творчество М. (поэмы «Защита Гиневры», 1858, и «Земной рай», 1868-70).
С 1880-х гг. М. играл крупную роль в английском рабочем движении. С января 1883 член Демократической (с
начала 1884 Социал-демократической) федерации.
После её раскола - один из основателей (1884) Социалистической лиги,
издатель и
редактор (1884-90) её органа
«Коммонуэл» («Commonweal»). Вышел из лиги
после прихода к
руководству в ней анархистов. М. изучал
труды К. Маркса, но не понял
сущности его учения, оставаясь, по
характеристике Ф. Энгельса, «...социалистом
эмоциональной окраски...»
(см.
Маркс К. и
Энгельс Ф., Соч., 2 изд., т. 36, с. 409), Свои социалистические взгляды М. выразил во многих статьях, революционных стихах,
исторические повести «Сон про Джона Болла» (1888; рус. пер. 1911) и социально-утопическом романе
«Вести
ниоткуда, или
Эпоха счастья» (1891; рус. пер. - М., 1906), рисующем
будущее счастливое общество.
Соч.: Искусство и
жизнь, [пер. с англ.,
предисловие А. А. Аникста], М., 1973; Collected works, v. 1-24, L. - N. Y., 1910-15; Selections, М., 1959.
Лит.:
Мортон А. Л., Английская
утопия, [пер. с англ.], М., 1956, с. 191-212; Гольдзамт Э., Уильям Моррис и социальные
истоки современной архитектуры, [пер. с польск.], М., 1973; Amot R. P., W. Morris, L., 1964; Henderson Ph., William Morris. His life, work and friends, L., 1967; Meier P., La pens
йe utopique de William Morris, P., 1972.
Г. И. Володина.
У. Моррис и У.
Крейн. Илл. к «Истории сверкающей долины».
Гравюра на дереве. Лондон. 1894.
Мастерская У. Морриса.
Ковёр. 2-я
половина 19 в.
Собрание Э. Скотт-Снелла.
Моррис - Моррис (Morris)
Чарлз Уильям (р. 23.5.1901,
Денвер, Колорадо), американский философ-идеалист.
Профессор Чикагского (1931-47) и Флоридского университетов.
Философские взгляды М. представляют
собой сочетание Прагматизма (в духе Дж. Мида) с идеями логического позитивизма. Развивая социально-психологические аспекты
концепции Ч. Пирса, М. разработал на основе принципов Бихевиоризма теорию,
согласно которой
поведение человека определяется
через реакции на
знаки, а
значение знаков - через
функционирование в качестве организаторов поведения человека. В рамках этой теории М. попытался дать классификацию различных сфер
человеческой деятельности с точки зрения характерного для каждой из них типа
рассуждений. Сформулировал основные
понятия и
принципы семиотики. По своим социальным взглядам М. -
приверженец буржуазной демократии и «американского образа жизни».
Соч.: Six theories of mind, Chi., 1932; Logical positivism, pragmatism and scientific empiricism, P., 1937; Foundations of the theory of sings, Chi., 1938; Paths of life, preface to aworld religion, 2 ed., N. Y., 1956; The open self, N. Y., [1948]; Signs, languge and behavior, 2 ed., N. Y., 1955; Varieties of human value, Chi., [1956].
И. С.
Добронравов.
Морриган
Моррис
Моррисон