Мэмфорд

Мэмфорд в Энциклопедическом словаре:
Мэмфорд - (Мамфорд) (Mumford) Льюис (1895-1990) - американский философ.Выступал против научно-технического прогресса, за возрождение ценностейсредневековья (''Техника и цивилизация'', ''Миф о машине''). Резко критиковалмонополии и бюрократизацию общества. Работы Мэмфорда по градостроительствуи архитектуре оказали значительное влияние на урбанистику в США.

Определение слова «Мэмфорд» по БСЭ:
Мэмфорд (Mumford)
Льюис (р. 19.10. 1895, Флашинг, Нью-Йорк), американский философ. Профессор Станфордского (1942-44), Пенсильванского (1951-59) университетов и Массачусетсского технологического института (1957-60). Теоретические и политические взгляды М. претерпели значительную эволюцию - от либерально-реформистских иллюзий 20-30-х гг., когда М. активно поддерживал
«новый курс» президента Ф. Рузвельта, к социально-пессимистическим, консервативным убеждениям. Многочисленные работы М. посвящены социальным проблемам техники, истории городов и процессам урбанизации, утопической традиции в общественной мысли. Книги
«Брёвна и камни» (1924), «Городская культура» (1938), «Развитие городов» (1945), «Город в истории» (1961) и др. по теории градостроительства и архитектуры оказали большое влияние на урбанистику в США. В работах
«Техника и цивилизация» (1934), «Искусство и техника» (1952) и особенно в «Мифе о машине» (1967-70) М. выступает как один из крайних представителей технологического детерминизма. Основную причину всех социальных зол и потрясений современной эпохи М. видит в возрастающем разрыве между уровнями технологии и нравственности, который, по его мнению, уже в недалёком будущем угрожает человечеству порабощением со стороны безличной Мегамашины, т. е. предельно рационализированной, технократическими организации общества. Научно-технический прогресс со времён Ф. Бэкона и Г. Галилея М. называет
«интеллектуальным империализмом», жертвой которого пали гуманизм и социальная справедливость. Наука трактуется М. как суррогат религии, а учёные - как сословие новых жрецов. Поэтому М. призывает остановить научно-технический прогресс и возродить ценности средневековья, которое он ныне изображает
«золотым веком» человечества. Такая ретроградная позиция привела М. и к переоценке роли утопий. Если в «Истории утопий» (1922) он усматривала них программу преобразования общества на справедливых началах, то в послевоенные годы М. считает утопию «реализуемым кошмаром».
Политические взгляды М. крайне противоречивы и непоследовательны. Выступления против «холодной войны», в поддержку сосуществования двух систем, отстаивание буржуазно-демократических традиций от посягательств маккартизма и ультрареакционных кругов США, резкая критика с позиций либерализма засилья монополий, бюрократизации общества, подавления личности сочетаются у М. с откровенным антикоммунизмом.
Соч.: The culture of cities, L., 1946; In the. name of sanity, N. Y., 1954; The transformations of man, N. Y., 1956; The city in history, N. Y., 1961; The story of utopias, N. Y., 1962; Technics and civilization, N. Y., 1963; The myth of the machine, v. 1-2, N. Y., 1967-70; в рус. пер. - От бревенчатого дома до небоскреба, М., 1936.
Лит.: Осипов Г. В., Техника и общественный прогресс, М., 1959; Исторический материализм и социальная философия современной буржуазии, М., 1960.
Э. А. Араб-оглы.

Мэлори    Мэмфорд    Мэн