Нирвана

Значение слова Нирвана по Ефремовой:
Нирвана - 1. Блаженное состояние отрешенности от жизни, освобождения от житейских забот и стремлений (в буддизме и некоторых других религиях).
2. Место пребывания душ, находящихся в таком состоянии.
3. перен. Состояние покоя, блаженства.

Значение слова Нирвана по Ожегову:
Нирвана - Блаженное состояние отрешности от жизни, освобождения от жизненных забот и стремлений

Нирвана в Энциклопедическом словаре:
Нирвана - (санскр. - угасание) - центральное понятие буддизма и джайнизма,означающее высшее состояние, цель человеческих стремлений. В буддизме -психологическое состояние полноты внутреннего бытия, отсутствия желаний,совершенной удовлетворенности и самодостаточности, абсолютной отрешенностиот внешнего мира; в ходе развития буддизма наряду с этико-психологическимпонятием нирваны возникает и представление о ней как абсолюте. В джайнизме- совершенное состояние души, освобожденной от оков материи, бесконечнойигры рождений и смертей (сансары).

Значение слова Нирвана по Религиозному словарю:
Нирвана - Санскр. - остывание, угасание - одно из центральных понятий индийской философии. Получило особое развитие в буддизме, где означает высшее состояние вообще, конечную цель человеческих стремлений. Буддийские тексты не дают конкретного определения нирваны,

Значение слова Нирвана по словарю Ушакова:
НИРВАНА
нирваны, мн. нет, ж. (санскрит. nirvвna - исчезновение, потухание) (книжн.). У буддистов - блаженное состояние души, освобожденной от страданий личного бытия. ? Смерть, небытие (поэт.). Погрузиться в нирвану (разг.) - перен. отдаться состоянию полного покоя.

Определение слова «Нирвана» по БСЭ:
Нирвана (санскр., буквально - угасание, затухание)
центральное понятие религиозной философии Буддизма (а также Джайнизма), означающее высшее состояние, конечную цель духовных стремлений человека. В буддийских текстах Н. характеризуется как нечто непостижимое, невыразимое, противоположное тому, что может быть в
«этом мире и мире ином», представляя в сущности состояние внутренней полноты и абсолютной отрешённости от внешнего бытия. Психологически состояние Н. негативно описывается как отсутствие страсти, жажды жизни вообще, а позитивно - как состояние совершенства, удовлетворённости и самодостаточности. Погруженность в себя, исключающая необходимость обращения к внешнему, в состоянии Н. характеризуется некоей не поддающейся расчленению
«деятельностью» интеллекта, чувства и воли, которую можно определить как состояние созерцательной сосредоточенности. Буддийский идеал - отсутствие мыслей о счастье и несчастье, добра и зла, видимое безразличие к основным человеческим устремлениям - можно обозначить даже как отсутствие какой-либо определённой цели вообще. Единственно вычленимое ощущение в состоянии Н. - это ощущение несвязанности, независимости, свободы. Однако это не свобода,
«преодолевшая» мир, а свобода, «снявшая» мир, поскольку мир не противостоит в буддизме человеческой личности и, следовательно, не требует преодоления.
Хотя достижение Н. предполагает отказ от идеи счастья вообще, буддийские тексты описывают Н. не только как состояние покоя, но и как состояние блаженства. В 20 в. Н. перестала отождествляться с состоянием абсолютного Ничто (Р. Чайлдерс, Великобритания, Ф. И. Щербатской, СССР и др.). Однако вряд ли оправдано и отождествление Н. с состоянием сверхбытия, начавшегося в этой жизни и продолжающегося после смерти (в работах Т. У. Рис-Дейвидса, Великобритания, Х. Глазенаппа, ФРГ, и др.). Состояние полной удовлетворённости в принципе снимает вопрос о продолжительности удовлетворения и, следовательно, о будущей жизни. Учитывая это и одновременно буддийское непризнание смерти как уничтожения, можно полагать, что Н. не имеет отношения к категории времени вообще.
В ходе развития буддизма наряду с этико-психологическим понятием Н. возникают представления о ней как об абсолютной реальности, делаются попытки онтологизации психологического состояния [концепция сарвастивадинов в хинаяне; учение мадхьямики в махаяне, приравнивающее Н. шуньяте (пустоте), и др.]. В джайнизме Н. означает совершенное состояние души, освобожденной от оков материи, от бесконечной игры рождений и смертей.
Концепция Н. находится в русле мистических идей о достижении совершенного состояния души или психики, построения «царства не от мира сего внутри нас». Особенностью буддийской и отчасти джайнской идеи Н., отличающей её не только от идей христианской мистики, манихейства, Суфизма, но и от индуистских концепций
«освобождения», является (несмотря на определённое сходство с этими концепциями в махаяне) упование только на собственные силы и абсолютная несвязанность достижения Н. с идеей трансцендентного (бога, добра), утверждение постулата божественности человека. Абсолютная отрешённость от всего внешнего, несомненная эгоцентрическая настроенность приводят многих последователей Н. к устранению от участия в жизни общества.
Лит.: Vallйe Poussin L. de la, Nirvāna, P., 1925; Stcherbatsky Th., The conception of Buddhist nirvana, Leningrad, 1927; Frauwallner Е., Die Philosophie des Buddhismus, 3 Aufl., B., 1969; Conze Е., Buddhist thought in India, L., [1962]; Welbon G. R., The Buddhist Nirvana and its Western interpreters, Chi.-L., 1968; Johansson R., The psychology of Nirv
āna, N. Y., 1970. См. также лит. при ст. Буддизм.
В. П. Лучина.

Нирах    Нирвана    Нирвикальпака