Ордер
Значение слова Ордер по Ефремовой:
Ордер - 1. Письменное распоряжение, предписание.
2. Документ на выдачу или получение чего-л.
Архитектурная
композиция из вертикальных несущих частей (колонн, столбов или пилястр) и горизонтальных несомых частей (антаблемента), сложившаяся в классической форме в Древней Греции.
Значение слова Ордер по Ожегову:
Ордер - Письменное предписание, распоряжение или документ на выдачу, получение, осуществление чего-нибудь
Ордер в Энциклопедическом словаре:
Ордер - архитектурный - определенное сочетание несущих и несомых частейстоечно-балочной конструкции, их структура и художественная обработка.Ордер включает несущие части (колонна с капителью, базой, иногда спьедесталом) и несомые (архитрав, фриз и карниз, в совокупностисоставляющие антаблемент). Классическая система ордеров сложилась в Др.Греции; основные ордера получили название от племен и областей:дорический, ионический, коринфский. Разновидность дорического ордера -тосканский, коринфского и ионического - композитный.
регламентированное командующим (командиром) по направлениям,интервалам и дистанциям взаимное
расположение кораблей (судов) идействующих с ними самолетов (вертолетов) при выполнении задачи. Можетбыть походным или боевым.
(нем. Order - франц. ordre, от лат. ordo - ряд, порядок),..1)официальный
документ, содержащий
приказ, предписание, распоряжение (напр.,на
вселение в
жилое помещение, на
обыск и т. п.)...2) В бухгалтериидокумент на
совершение операций с денежными средствами или материальнымиценностями.
Значение слова Ордер по Финансовому словарю:
Ордер - бухгалтерский документ, содержащий приказ на совершение опре-деленной операции денежными средствами или товарно-материальными ценностями; приказ (поручение) брокеру о покупке или продаже ценных бумаг, то варов, контрактов.
Значение слова Ордер по словарю Ушакова:
ОРДЕР, ордера, мн. ордера, м. (от фр. ordre - приказ). 1. Письменное предписание, распоряжение (офиц.). Ордер на производство ареста. Ордер на въезд в новый дом. ? Платежное распоряжение (фин., бухг.). Кассовый ордер. ? Документ на выдачу нормированных предметов широкого потребления и продовольственных продуктов (нов. истор.). Ордер на обувь. 2. То же, что орден в 5 знач. (искус., архит.).
Значение слова Ордер по словарю Брокгауза и Ефрона:
Ордер — см. Приказ.
Определение слова «Ордер» по БСЭ:
Ордер - Ордер (нем. Order, франц. ordre, от лат. ordo - ряд, порядок)
письменный приказ, предписание, распоряжение. Например, приказ кассе о выплате денег, документ, дающий право на вселение в жилое помещение, предписание следственных органов на производство обыска, выемки (изъятия) различных бумаг, ценностей и др. предметов, имеющих значение вещественных доказательств, и т.д.
Ордер - регламентированное по направлениям и дистанциям
взаимное расположение военных
кораблей на
переходе морем и во
время боя. Создаётся в целях обороны боевого или походного порядка кораблей от возможных атак самолётов, подводных лодок, торпедных катеров и др. надводных кораблей противника, а
также для
преодоления минных
заграждений. Охраняющие корабли О. располагаются так,
чтобы своевременно обнаружить противника и своим оружием
сорвать его атаку. В
зависимости от главной угрозы О.
может быть противовоздушным, противолодочным, противокатерным, противоминным, противоатомным и т.д.
Ордер - архитектурный, тип
архитектурной композиции, основанный на
художественной переработке стоечно-балочной конструкции и имеющий
определённые состав, форму и
взаиморасположение элементов.
Различные О. применялись в
зодчестве многих народов с древнейших времён
(например, в Древнем Египте, древнем Иране). Большую роль в
развитии европейской архитектуры сыграли т. н.
классические О., сложившиеся в Древней Греции и
затем претерпевшие некоторую
эволюцию в Древнем Риме:
дорический, ионический,
коринфский. Распространённое в мировом архитектуроведении
мнение, что древне-греческие О. возникли в
результате постепенного (по традиции) переноса элементов
деревянной конструкции в
каменное строительство и достигли художественного
совершенства в 5 в. до н. э., получив совершенные,
«канонические» пропорции, не подтверждается данными
археологии. Советские
исследователи выдвинули
предположение, что основные О. -
Дорический ордер и Ионический ордер
(ранний вариант без Фриза) - в качестве
целостной композиционной системы появились уже в первых каменных храмах и др. общественных зданиях как
сознательно обобщённое, полное художественных условностей
отображение деревянных конструкций зодчества дорийцеви ионийцев. Прототипом дорического О. были
постройки с плоским перекрытием по балкам и двускатной крышей, крытой
соломенной или
камышовой (позднее - черепичной) кровлей, прототипом ионического - постройки с плоской крышей (земляная
кровля поверх сплошного настила из брусьев или мелкого круглого леса).
Строгий и торжественно-монументальный дорический О., появившийся в начале 6 в. до н. э., состоит из следующих частей: 1) трёхступенчатого
основания - Стереобата; 2) каннелированной (см. Каннелюры)
несущей колонны
(обычно с Энтазисом), завершенной
Капителью, состоящей из
Абака (абаки) и Эхина; 3) несомой части - Антаблемента, включающего
Архитрав, фриз с чередующимися Триглифами и метопами и Карниз; последний состоит из поддерживающих
обломов, выносной плиты, украшенной
снизу Мутулами (они изображают
концы стропильных ног с шляпками бронзовых гвоздей - гуттами - под ними), и венчающей симы
(жёлоб с водосливами,
нередко в виде львиных голов) или Антефиксов.
Более изящный и
украшенный, с большим количеством
членений ионический О. появился
около середины 6 в. до н. э.;
колонна имеет круглую базу сложного профиля,
каннелюры, разделённые дорожками,
капитель с Волютами, прикрывающими эхин, и тонким прямоугольным в плане абаком (абакой);
антаблемент включает
архитрав, разделённый на три полосы
(фасции), и
карниз с дентикулами под выносной плитой и высокой
резной симой поверху.
Аттический вариант ионического О., возникший ок. 525 до н. э. в сокровищницах, построенных ионийскими городами в Дельфах, и получивший развитие в 5 в. до н. э. в Афинах (храм Нике Аптерос,
северный портик Эрехтейона), является сочетанием обоих основных О.:
вместо дентикул в нём сплошная
полоса фриза, нередко украшенная рельефом. С 4 в. до н. э. известны и др.
варианты О., в которых отдельные
элементы, восходившие к особенностям различных конструкций, потеряли смысловую
связь с прототипами и применялись как
декор (например,
сочетания дентикул с непрерывным или триглифным фризом).
Коринфский ордер отличается от ионического лишь колоколообразной капителью, покрытой стилизованными листьями аканта.
Общепонятное образное членение О. на несущие и несомые части, связанные системой выразительных обломов, сделало ордерную систему к
середине 5 в. до н. э. гибким художественным языком классической архитектуры.
Вместо впечатляющей, но
несколько монотонной суровой мощи монументальных храмов эпохи архаики
сооружения приобрели
большее разнообразие. При общей тенденции к большей
стройности и
облегчению О., наметившейся при переходе от архаики к
классике и
эллинизму, соотношения частей О. в Древней Греции всё же не получили застывшую
«каноническую» форму, как это считали
теоретики архитектуры с эпохи эллинизма до наших дней. На
практике архитекторы постоянно пользовались тем, что малейшее
изменение соотношений
между частями О. позволяло
придавать ему и сооружению в
целом разнообразные Масштабность и
характер, выражение могучей силы или лёгкого изящества и т.д. Эти свойства О., а также
возможность различного, в том числе
подчёркнуто условного, их
применения для
характеристики др. архитектонических систем (например,
стены) объясняют неповторимую
индивидуальность древне-греческих построек в эпоху классики, а также
широкое применение О. в
различные исторические эпохи для
решения совершенно иных по
сравнению с греческими идейных и художественных задач (в
архитектуре Древнего Рима,
Возрождения, барокко, классицизма). В Древнем Риме возникли Тосканский ордер
(упрощённый вариант дорического; колонна без каннелюр, но с базой, фриз -
всегда гладкий) и композитный О., в котором коринфские капители сочетаются с ионическими волютами.
Коринфский О. в архитектуре Древнего Рима отличался
усложнённостью обломов, их богатым резным декором,
сложностью Модульонов под карнизной плитой; колонны нередко ставились на квадратные в плане пьедесталы. В эпоху Древнего Рима и
позже получили
распространение многоярусные ордерные композиции, ордерное членение стены с использованием полуколонн и
пилястр, известные ещё в Древней Греции; распространилось применение О. или отдельных его элементов в сочетании со сводчатыми и арочными конструкциями [напр.,
Колизей, древне-римские
базилики и ротонды, арочные колоннады в эпоху Возрождения];
условность наложенных на стену ордерных членений подчёркивалась различными способами (например, Раскреповками антаблемента над опорами).
Начиная с 15 в. О. стал
одним из важнейших компонентов западно-европейской архитектуры (в русском зодчестве О. начал
широко применяться с конца 17 в.).
Теоретическое
освоение классического О.
(Витрувий, Альберти, Виньола, ряд авторов 16-18 вв.) в основном сводилось к
описанию элементов и поискам канонических пропорций, в
определении которых теоретики вступали в
противоречие между
собою и историческим опытом архитектуры. Догматическое
понимание теории О. в европейских архитектурных академиях в условиях псевдоклассического эклектизма 19 в. способствовало
укреплению взгляда на архитектуру как на искусство,
подчинённое внеисторическим законам красоты; при этом стремились
найти эквивалент абсолютно прекрасного в постоянных математических отношениях. В 20 в.
использование (преимущественно декоративное) О.
характерно для архитектуры,
связанной с неоклассическими тенденциями.
Лит.: Витрувий,
Десять книг об архитектуре, пер. с [итал.], т. 1, М., 1936; Альберти Л. Б., Десять книг о зодчестве, т.1-2, М., [1935]-37; Виньола,
Правило пяти ордеров архитектуры, пер. с [итал.], М., 1939; Михайловский И. Б.,
Теория классических архитектурных форм, 3 изд., М., 1944;
Михайлов Б. П., Витрувий и
Эллада, М., 1967; Маркузон В. Ф., Архитектурные ордера.
Происхождение ордера, в кн.: Всеобщая
история архитектуры, т. 2, М., 1973, с. 33-52; Sommerson J., The classical language of architecture, L., 1963.
В. Ф. Маркузон.
7/07031271.tif
Разновидности ордера в Древней Греции. А - деревянный
прототип ионического ордера. В - эолийская капитель (от которой,
возможно, произошла ионическая) и её прототип в дереве. Г - дорический ордер: 1 - сима; 2 -
выносная плита; 3 - мутул; 4 -
гутты, или капли; 5 - триглиф; 6 - метопа; 7 - тения; 8 -
полочка, или регула, с каплями; 9 - абак (абака); 10 - эхин; 11 - ремешки; 12 -
шейка капители, или гипотрахелион; 13 - каннелюры; 14 -
стилобат (верхняя
ступень стереобата). Д - ионический ордер
(справа -
более ранний, исходный малоазийский тип,
слева - более
поздний аттический тип): 1 - сима; 2 - выносная плита; 3 - фриз; 4 - зубчики, или дентикулы; 5 - тения; 6 - фасции архитрава; 7 - абак; 8 - волюта; 9 - эхин; 10 - каннелюры с дорожками между ними; 11 -
полувал, или торус; 12 - скоция; 13 - плинт; 14 - стилобат.
Ордер в Древнем Риме: А - дорический; Б - тосканский; В - ионический; Г - коринфский; Д - композитный.
Орденский
Ордер
Ордерный