Ордер

Значение слова Ордер по Ефремовой:
Ордер - 1. Письменное распоряжение, предписание.
2. Документ на выдачу или получение чего-л.


Архитектурная композиция из вертикальных несущих частей (колонн, столбов или пилястр) и горизонтальных несомых частей (антаблемента), сложившаяся в классической форме в Древней Греции.

Значение слова Ордер по Ожегову:
Ордер - Письменное предписание, распоряжение или документ на выдачу, получение, осуществление чего-нибудь

Ордер в Энциклопедическом словаре:
Ордер - архитектурный - определенное сочетание несущих и несомых частейстоечно-балочной конструкции, их структура и художественная обработка.Ордер включает несущие части (колонна с капителью, базой, иногда спьедесталом) и несомые (архитрав, фриз и карниз, в совокупностисоставляющие антаблемент). Классическая система ордеров сложилась в Др.Греции; основные ордера получили название от племен и областей:дорический, ионический, коринфский. Разновидность дорического ордера -тосканский, коринфского и ионического - композитный.


регламентированное командующим (командиром) по направлениям,интервалам и дистанциям взаимное расположение кораблей (судов) идействующих с ними самолетов (вертолетов) при выполнении задачи. Можетбыть походным или боевым.
(нем. Order - франц. ordre, от лат. ordo - ряд, порядок),..1)официальный документ, содержащий приказ, предписание, распоряжение (напр.,на вселение в жилое помещение, на обыск и т. п.)...2) В бухгалтериидокумент на совершение операций с денежными средствами или материальнымиценностями.

Значение слова Ордер по Финансовому словарю:
Ордер - бухгалтерский документ, содержащий приказ на совершение опре-деленной операции денежными средствами или товарно-материальными ценностями; приказ (поручение) брокеру о покупке или продаже ценных бумаг, то варов, контрактов.

Значение слова Ордер по словарю Ушакова:
ОРДЕР, ордера, мн. ордера, м. (от фр. ordre - приказ). 1. Письменное предписание, распоряжение (офиц.). Ордер на производство ареста. Ордер на въезд в новый дом. ? Платежное распоряжение (фин., бухг.). Кассовый ордер. ? Документ на выдачу нормированных предметов широкого потребления и продовольственных продуктов (нов. истор.). Ордер на обувь. 2. То же, что орден в 5 знач. (искус., архит.).

Значение слова Ордер по словарю Брокгауза и Ефрона:
Ордер — см. Приказ.

Определение слова «Ордер» по БСЭ:
Ордер - Ордер (нем. Order, франц. ordre, от лат. ordo - ряд, порядок)
письменный приказ, предписание, распоряжение. Например, приказ кассе о выплате денег, документ, дающий право на вселение в жилое помещение, предписание следственных органов на производство обыска, выемки (изъятия) различных бумаг, ценностей и др. предметов, имеющих значение вещественных доказательств, и т.д.


Ордер - регламентированное по направлениям и дистанциям взаимное расположение военных кораблей на переходе морем и во время боя. Создаётся в целях обороны боевого или походного порядка кораблей от возможных атак самолётов, подводных лодок, торпедных катеров и др. надводных кораблей противника, а также для преодоления минных заграждений. Охраняющие корабли О. располагаются так, чтобы своевременно обнаружить противника и своим оружием сорвать его атаку. В зависимости от главной угрозы О. может быть противовоздушным, противолодочным, противокатерным, противоминным, противоатомным и т.д.
Ордер - архитектурный, тип архитектурной композиции, основанный на художественной переработке стоечно-балочной конструкции и имеющий определённые состав, форму и взаиморасположение элементов. Различные О. применялись в зодчестве многих народов с древнейших времён (например, в Древнем Египте, древнем Иране). Большую роль в развитии европейской архитектуры сыграли т. н. классические О., сложившиеся в Древней Греции и затем претерпевшие некоторую эволюцию в Древнем Риме: дорический, ионический, коринфский. Распространённое в мировом архитектуроведении мнение, что древне-греческие О. возникли в результате постепенного (по традиции) переноса элементов деревянной конструкции в каменное строительство и достигли художественного совершенства в 5 в. до н. э., получив совершенные,
«канонические» пропорции, не подтверждается данными археологии. Советские исследователи выдвинули предположение, что основные О. - Дорический ордер и Ионический ордер (ранний вариант без Фриза) - в качестве целостной композиционной системы появились уже в первых каменных храмах и др. общественных зданиях как сознательно обобщённое, полное художественных условностей отображение деревянных конструкций зодчества дорийцеви ионийцев. Прототипом дорического О. были постройки с плоским перекрытием по балкам и двускатной крышей, крытой соломенной или камышовой (позднее - черепичной) кровлей, прототипом ионического - постройки с плоской крышей (земляная кровля поверх сплошного настила из брусьев или мелкого круглого леса). Строгий и торжественно-монументальный дорический О., появившийся в начале 6 в. до н. э., состоит из следующих частей: 1) трёхступенчатого основания - Стереобата; 2) каннелированной (см. Каннелюры)
несущей колонны (обычно с Энтазисом), завершенной Капителью, состоящей из Абака (абаки) и Эхина; 3) несомой части - Антаблемента, включающего Архитрав, фриз с чередующимися Триглифами и метопами и Карниз; последний состоит из поддерживающих обломов, выносной плиты, украшенной снизу Мутулами (они изображают концы стропильных ног с шляпками бронзовых гвоздей - гуттами - под ними), и венчающей симы (жёлоб с водосливами, нередко в виде львиных голов) или Антефиксов. Более изящный и украшенный, с большим количеством членений ионический О. появился около середины 6 в. до н. э.; колонна имеет круглую базу сложного профиля, каннелюры, разделённые дорожками, капитель с Волютами, прикрывающими эхин, и тонким прямоугольным в плане абаком (абакой); антаблемент включает архитрав, разделённый на три полосы (фасции), и карниз с дентикулами под выносной плитой и высокой резной симой поверху.
Аттический вариант ионического О., возникший ок. 525 до н. э. в сокровищницах, построенных ионийскими городами в Дельфах, и получивший развитие в 5 в. до н. э. в Афинах (храм Нике Аптерос, северный портик Эрехтейона), является сочетанием обоих основных О.: вместо дентикул в нём сплошная полоса фриза, нередко украшенная рельефом. С 4 в. до н. э. известны и др. варианты О., в которых отдельные элементы, восходившие к особенностям различных конструкций, потеряли смысловую связь с прототипами и применялись как декор (например, сочетания дентикул с непрерывным или триглифным фризом). Коринфский ордер отличается от ионического лишь колоколообразной капителью, покрытой стилизованными листьями аканта. Общепонятное образное членение О. на несущие и несомые части, связанные системой выразительных обломов, сделало ордерную систему к середине 5 в. до н. э. гибким художественным языком классической архитектуры. Вместо впечатляющей, но несколько монотонной суровой мощи монументальных храмов эпохи архаики сооружения приобрели большее разнообразие. При общей тенденции к большей стройности и облегчению О., наметившейся при переходе от архаики к классике и эллинизму, соотношения частей О. в Древней Греции всё же не получили застывшую
«каноническую» форму, как это считали теоретики архитектуры с эпохи эллинизма до наших дней. На практике архитекторы постоянно пользовались тем, что малейшее изменение соотношений между частями О. позволяло придавать ему и сооружению в целом разнообразные Масштабность и характер, выражение могучей силы или лёгкого изящества и т.д. Эти свойства О., а также возможность различного, в том числе подчёркнуто условного, их применения для характеристики др. архитектонических систем (например, стены) объясняют неповторимую индивидуальность древне-греческих построек в эпоху классики, а также широкое применение О. в различные исторические эпохи для решения совершенно иных по сравнению с греческими идейных и художественных задач (в архитектуре Древнего Рима, Возрождения, барокко, классицизма). В Древнем Риме возникли Тосканский ордер (упрощённый вариант дорического; колонна без каннелюр, но с базой, фриз - всегда гладкий) и композитный О., в котором коринфские капители сочетаются с ионическими волютами.
Коринфский О. в архитектуре Древнего Рима отличался усложнённостью обломов, их богатым резным декором, сложностью Модульонов под карнизной плитой; колонны нередко ставились на квадратные в плане пьедесталы. В эпоху Древнего Рима и позже получили распространение многоярусные ордерные композиции, ордерное членение стены с использованием полуколонн и пилястр, известные ещё в Древней Греции; распространилось применение О. или отдельных его элементов в сочетании со сводчатыми и арочными конструкциями [напр., Колизей, древне-римские базилики и ротонды, арочные колоннады в эпоху Возрождения]; условность наложенных на стену ордерных членений подчёркивалась различными способами (например, Раскреповками антаблемента над опорами). Начиная с 15 в. О. стал одним из важнейших компонентов западно-европейской архитектуры (в русском зодчестве О. начал широко применяться с конца 17 в.).
Теоретическое освоение классического О. (Витрувий, Альберти, Виньола, ряд авторов 16-18 вв.) в основном сводилось к описанию элементов и поискам канонических пропорций, в определении которых теоретики вступали в противоречие между собою и историческим опытом архитектуры. Догматическое понимание теории О. в европейских архитектурных академиях в условиях псевдоклассического эклектизма 19 в. способствовало укреплению взгляда на архитектуру как на искусство, подчинённое внеисторическим законам красоты; при этом стремились найти эквивалент абсолютно прекрасного в постоянных математических отношениях. В 20 в. использование (преимущественно декоративное) О. характерно для архитектуры, связанной с неоклассическими тенденциями.
Лит.: Витрувий, Десять книг об архитектуре, пер. с [итал.], т. 1, М., 1936; Альберти Л. Б., Десять книг о зодчестве, т.1-2, М., [1935]-37; Виньола, Правило пяти ордеров архитектуры, пер. с [итал.], М., 1939; Михайловский И. Б., Теория классических архитектурных форм, 3 изд., М., 1944; Михайлов Б. П., Витрувий и Эллада, М., 1967; Маркузон В. Ф., Архитектурные ордера. Происхождение ордера, в кн.: Всеобщая история архитектуры, т. 2, М., 1973, с. 33-52; Sommerson J., The classical language of architecture, L., 1963.
В. Ф. Маркузон.
7/07031271.tif
Разновидности ордера в Древней Греции. А - деревянный прототип ионического ордера. В - эолийская капитель (от которой, возможно, произошла ионическая) и её прототип в дереве. Г - дорический ордер: 1 - сима; 2 - выносная плита; 3 - мутул; 4 - гутты, или капли; 5 - триглиф; 6 - метопа; 7 - тения; 8 - полочка, или регула, с каплями; 9 - абак (абака); 10 - эхин; 11 - ремешки; 12 - шейка капители, или гипотрахелион; 13 - каннелюры; 14 - стилобат (верхняя ступень стереобата). Д - ионический ордер (справа - более ранний, исходный малоазийский тип, слева - более поздний аттический тип): 1 - сима; 2 - выносная плита; 3 - фриз; 4 - зубчики, или дентикулы; 5 - тения; 6 - фасции архитрава; 7 - абак; 8 - волюта; 9 - эхин; 10 - каннелюры с дорожками между ними; 11 - полувал, или торус; 12 - скоция; 13 - плинт; 14 - стилобат.
Ордер в Древнем Риме: А - дорический; Б - тосканский; В - ионический; Г - коринфский; Д - композитный.

Орденский    Ордер    Ордерный