Подтекст

Значение слова Подтекст по Ефремовой:
Подтекст - Внутренний, скрытый смысл какого-л. текста, высказывания.

Значение слова Подтекст по Ожегову:
Подтекст - Внутренний, скрытый смысл текста, высказывания; содержание, которое вкладывается в текст чтецом или артистом

Подтекст в Энциклопедическом словаре:
Подтекст - в литературе (преимущественно художественной) - скрытый,отличный от прямого значения высказывания смысл, который восстанавливаетсяна основе контекста с учетом ситуации. В театре подтекст раскрываетсяактером с помощью интонации, паузы, мимики, жеста.

Определение слова «Подтекст» по БСЭ:
Подтекст - подспудный, неявный смысл высказывания, художественного повествования, драматической реплики, второй план сценической роли, дающие о себе знать косвенным образом. Основан на свойстве разговорной речи, где в зависимости от речевой ситуации, намерений и экспрессии говорящего прямые лексические значения слов и предложений перестают определять внутреннее содержание речи и даже вступают с ним в противоречие. П. - тот комплекс мыслей и чувств, который скрыт под словами текста. Средствами обнажения П. могут быть намекающие реплики (нередко повторяющиеся как Лейтмотив), различные качества звучания речи (Интонация, Пауза и т.д.), свидетельствующие о
«подводном» течении действия [например, в «Трёх сестрах» А. П. Чехова за вопросом Маши, любил ли доктор её мать, следует: «Чебутыкин (после паузы): Этого я уже не помню»]; подчёркнутые сопоставления разных по содержанию и звучанию речевых, сюжетных, сценических ситуаций (например, совмещение внешне незначащей беседы персонажей с их внутренним напряжённым спором, время от времени прорывающимся наружу в пьесе М. Метерлинка «Пелеас и Мелисанда», в рассказе Э. Хемингуэя «Белые слоны»).
Понятие «П.» было осмыслено на Западе Метерлинком (под названием «второй диалог» в книге «Сокровище смиренных», 1896), в России - Чеховым и основателями МХАТа К. С. Станиславским и В. И. Немировичем-Данченко (см., например, предисловие Немировича-Данченко к книге Н. Эфроса «"Три сестры". Пьеса А. П. Чехова в постановке МХТ», П., 1919).
В системе Станиславского П. приобрёл значение психологического, эмоционально-волевого начала сценической речи.
В. А. Калашников.

Подтекать    Подтекст    Подтекстовка