Предрассудок

Значение слова Предрассудок по Ефремовой:
Предрассудок - Ставший привычным ложный взгляд на что-л.

Значение слова Предрассудок по Ожегову:
Предрассудок - Ставший привычным ложный, суеверный взгляд на что-нибудь

Предрассудок в Энциклопедическом словаре:
Предрассудок - буквально - мнение, предшествующее рассудку, усвоенноенекритически, без размышления; иррациональные компоненты общественного ииндивидуального сознания - суеверия, предубеждения; неблагоприятнаясоциальная установка к какому-либо явлению; не основанные на критическипроверенном опыте, стереотипные и эмоционально окрашенные, они весьмаустойчивы. Особенно живучи национальные и расовые предубеждения.

Значение слова Предрассудок по словарю Ушакова:
ПРЕДРАССУДОК
предрассудка, м. Ложный взгляд на что-н., превратившийся в привычку. Буржуазный предрассудок Бороться с религиозными предрассудками. Дома новы, да предрассудки стары,... не истребят ни годы их, ни моды, ни пожары. Грибоедов. человек без предрассудков (ирон.) - перен. человек, не знающий моральных стеснений, ни перед чем не останавливающийся, считающий честность предрассудком.

Определение слова «Предрассудок» по БСЭ:
Предрассудок - буквально - мнение, предшествующее рассудку, усвоенное некритически, без размышления. П. называются иррациональные компоненты общественного и индивидуального сознания - суеверия, связанные с религией, и предубеждения. Предубеждение - это неблагоприятная социальная установка к какому-либо явлению; не основанное на критически проверенном опыте, стереотипное и эмоционально окрашенное, оно тем не менее весьма устойчиво и плохо поддаётся изменению под влиянием рациональной информации. Особенно живучи национальные и расовые предубеждения. Предубеждения существуют и в др. сферах общественной психологии.
Как всякий социально-психологический стереотип, этнические предубеждения имеют двоякие корни - социально-экономические и психологические. Этнические предубеждения, чувства расовой и национальной вражды коренятся в объективных условиях жизни общества, ставящих людей во враждебные отношения друг к другу. Недоверие и подозрительность к
«чужаку» заложены уже в этноцентризме первобытного мышления, кругозор которого по необходимости ограничен рамками своего собственного рода и племени. «Мы» определяется через соотнесение и противопоставление каким-то другим - «Они».
С развитием обмена, межплеменного общения представления людей о др. этнических общностях усложняются, однако содержание и эмоциональная окраска этих представлений всегда отражают конкретную историю взаимоотношений соответствующих групп. Нейтральные или дружественные отношения порождают нейтральные или положительные стереотипы; зависимая, подчинённая группа с более низким уровнем цивилизации вызывает к себе снисходительно-пренебрежительное отношение, наделяется чертами детской наивности и интеллектуальной неполноценности (типичный образ «туземца» в колониальном фольклоре 19 в.);
группа-конкурент, напротив, воспринимается как враждебная и опасная, её представители наделяются чертами агрессивности, коварства, моральной ненадёжности. Соответствующие стереотипы прочно закрепляются в массовом сознании и освящаются религией. В условиях классово антагонистического общества этнические предубеждения не только стихийно вырастают из недр массовой психологии как специфическая, хотя и искажённая форма символизации социальных конфликтов, но и сознательно распространяются и пропагандируются реакционными классами в целях разобщения трудящихся, отвлечения их внимания от коренных социальных проблем. Поэтому необходимые предпосылки ликвидации всех национальных и расовых предубеждений - уничтожение классов и эксплуатации человека человеком, широкая воспитательная работа в условиях социалистического общества.
Однако предубеждения - не только социальный, но и психологический феномен. Один и тот же по своему объективному содержанию стереотип в одном случае является просто средством приспособления к социальной ситуации (например, расистские установки в обществе, в котором расовое неравенство является нормой), а в другом - защитным механизмом личности, которая проецирует на
«чужака» свои собственные неосознаваемые качества. Психологическая трактовка национальных и иных предубеждений, если она претендует заменить социально-историческую, классовый анализ, реакционна и несостоятельна. Однако изучение диалектики когнитивных (познавательных), эмоциональных и волевых компонентов предубеждения или соотношения социальной установки и реального поведения имеет важное значение для выработки эффективных способов воспитания.
И. С. Кон.

Предрассудки    Предрассудок    Предрассудочный