Психолингвистика

Психолингвистика в Энциклопедическом словаре:
Психолингвистика - наука о закономерностях порождения и восприятия речевыхвысказываний.

Значение слова Психолингвистика по Психологическому словарю:
Психолингвистика - Психолингвистика - раздел психологии, посвященный исследованию речевого поведения - , самостоятельный предмет которого был сформулирован в 1950 - х гг. Занимается описанием сообщений на основе изучения механизмов порождения и восприятия - речи, функций речевой деятельности - в обществе, связи между коммуникационными сообщениями и свойствами участников коммуникации (превращение намерений - говорящего в сообщения, интерпретация его слушающим), связи языкового развития с развитием личности - .

Определение слова «Психолингвистика» по БСЭ:
Психолингвистика - наука о закономерностях порождения и восприятия речевых высказываний. Возникла в 50-х гг. 19 в. как реакция на появление практических задач, для решения которых оказался недостаточным аппарат лингвистики и традиционной психологии (социальное воздействие при помощи речи, инженерно-психологические задачи, интенсификация обучения неродному языку и т.п.).
В СССР П. возникла в 60-х гг. на базе советской психологической школы Л. С. Выготского и лингвистической традиции, идущей от Л. В. Щербы. Советская П. (иногда называемая также теорией речевой деятельности) рассматривает речь как один из видов целенаправленной деятельности человека, подчиняющейся общим закономерностям организации деятельности. Основные направления исследования - модели грамматического порождения высказываний (А. А. Леонтьев, Т. В. Рябова, И. А. Зимняя, Е. М. Верещагин), механизмы восприятия и понимания семантической стороны речи, а также вообще закономерности семантической организации языковой способности человека (А. А. Брудный, А. П. Клименко и др.); вероятностная организация восприятия речи (P. М. Фрумкина и др.). Интенсивно разрабатываются проблемы психологии общения, закономерностей строения цельного и связного текста. Основные области практического применения - обучение иностранному языку, инженерная и космическая психология, детская речь, проблемы речевого воздействия (радио, ораторская речь и т.д.).
В зарубежной П. представлено несколько направлений: а) необихевиористическое (см. Необихевиоризм), лидером которого в США является Ч. Осгуд; б) основанное на теории порождающих грамматик Н. Хомского и возглавляемое американским психологом Дж. Миллером; в) направление, ответвившееся от предыдущего и стремящееся к синтезу достижений - миллеровской П. и классической европейской психологии - Р. Румметвейт (Норвегия), Дж. Флорес д Арке (Италия), В. Левелт (Нидерланды), Дж. Мортон (Англия). П. интенсивно развивается также в Канаде, ФРГ, Австрии, Японии. Позицию, во многом близкую к советской П., занимают учёные ГДР, Румынии (Т. Слама-Казаку), Чехословакии и др. социалистических стран.
Лит.: Миллер Дж., Галантер Е., Прибрам К., Планы и структура поведения, М., 1965; Леонтьев А, А., Психолингвистика, Л., 1967; Речевое воздействие, М., 1972; Психолингвистика за рубежом, М., 1972; Основы теории речевой деятельности, М., 1974; Psycholinguistics, 3 ed., Bloomington - L., 1967; Slama-Cazacu Т., Introducere оn psiholingvistică, Buc., 1968; её же, La psycholinguistique, P., 1972; Advances in psycholinguistics, Arnst. - L., 1970; Hцrmann H., Psycholinguistics, B., 1971; Slobin D., Psycholinguistics, Glenview-L., 1971; Průcha J., Soviet psycholinguistics, Hague - P., 1972.
А. А. Леонтьев.

Психолиз    Психолингвистика    Психолог