Верещагин
Верещагин в Энциклопедическом словаре:
Верещагин - Леонид Федорович (1909-77) - российский физик, академик АН СССР(1966), Герой Социалистического Труда (1963). Организатор и директорИнститута физики высоких давлений АН СССР (с 1958, ныне им. Верещагина).Основные труды по свойствам веществ при высоких и сверхвысоких давлениях иразработке методов получения сверхвысоких давлений. Под руководствомВерещагина впервые в СССР синтезированы алмазы (1960). Ленинская премия(1961), Государственная премия СССР (1952).
Федор Григорьевич (р. 1910) -
украинский режиссер, народныйартист
СССР (1977). С 1948-86
главный режиссер Винницкогомузыкально-драматического театра им. Н. К. Садовского.
Василий Васильевич (1842-1904) -
российский живописец. Былблизок к передвижникам. В правдивых батальных картинах на темы войны вТуркестане (1871-74), Отечественной войны 1812 (1887-1904) показалнародные
массы как главную силу военных событий, с демократических позицийобличал завоевательные войны.
Погиб при взрыве броненосца ''Петропавловск''в Порт-Артуре.
Василий Васильевич Глеб Юрьевич(1889-1944) -
российский гидробиолог, озеровед. Основные
труды по ледовомурежиму, динамике и морфологии берегов, гидробиологии Байкала.
Автор теорииморского происхождения байкальской фауны и флоры.
Определение слова «Верещагин» по БСЭ:
Верещагин - Василий Васильевич [14(26).10.1842, Череповец Новгородской губернии, - 31.3(13.4).1904, Порт-Артур, погиб при взрыве броненосца «Петропавловск»], русский живописец-баталист. Учился в петербургской АХ (1860-63) у А. Т. Маркова, Ф. А. Моллера, А. Е. Бейдемана, а также в мастерской Ж. Л. Жерома в Париже (1864-1865). Много путешествовал по России и странам Западной Европы, а также по Сирии, Палестине, Индии, Японии, США. Участвовал в завоевании Средней Азии, в русско-турецкой (1877-78) и русско-японской (1904-05) войнах. Свои картины В. писал, главным образом, на основе зарисовок и этюдов с натуры, выполненных во время событий, участником которых был он сам, либо во время путешествий. Стремясь наиболее полно отобразить исторические события, В. объединял свои картины в тематические серии [
«Туркестанская» серия (1871-74), «Балканская» серия (1877-78 и 1880-е гг.), серия на тему Отечественной войны 1812 (1887-1904) и др.]. По демократической направленности своего творчества В. был близок к передвижникам. В его работах впервые в русском батальном жанре романтическое изображение военной схватки уступило место философски глубоким размышлениям о войне, в результате чего в трактовке В. батальный жанр превратился в батально-исторический. Отказавшись от ложной героизации, условности и парадности академической батальной живописи, В. с глубоким драматизмом показывал жестокие и кровавые будни войны, несущей неисчислимые страдания народам [
«После неудачи (Побежденные)», 1868, Русский музей, Ленинград; «После атаки. Перевязочный пункт под Плевной», 1881, Третьяковская галерея]. Ради того, чтобы увидеть и правдиво запечатлеть самую неприкрашенную картину войны, В. неоднократно шёл на опасные боевые операции. Однако художник не понимал истинной, социальной природы войны. Не зная верных методов борьбы с ней, В. порой обличал её с позиций пацифизма. Но в своих лучших произведениях он с демократических позиций подверг резкой критике захватнические войны. Огромной заслугой В. является то, что он впервые в истории батальной живописи показал в своих полных патриотического пафоса картинах солдат как главную силу военных событий, солдатские мужество и тяжёлый труд (триптих «На Шипке всё спокойно!», 1878-79, местонахождение неизвестно).
Выступая против завоевательных войн («Апофеоз войны», 1871-72, Третьяковская галерея), обличая феодальное варварство, религиозный фанатизм («Торжествуют», 1872, там же), колониализм
(«Подавление индийского восстания англичанами», около 1884), В. показывал и мужество, и нравственную силу народа, сражающегося с захватчиками (картина из серии об Отечественной войне 1812 «Не замай - дай подойти!», 1887-95, Исторический музей, Москва). В. много работал в области этнографически-бытовой и пейзажной живописи
(«Всадник-воин в Джайпуре», после 1874-76, Третьяковская галерея; «Зырянин», 1893-94, Русский музей; «В горах Алатау», 1869-70, «Мавзолей Тадж-Махал в Агре», 1874-76, - обе в Третьяковской галерее). В произведениях В. документальная точность изображения сочетается с тщательно разработанной композицией, точным рисунком, яркой красочностью живописных решений. Условные приёмы академической живописи, постепенно преодолевавшиеся В. на протяжении творческого пути, уступали место поискам правдивого изображения предметного мира в условиях естественной световоздушной среды.
Стремясь пропагандировать своими произведениями антимилитаристские идеи, В. устраивал выставки своих картин в городах Европы и Америки. В. выступал и как писатель-публицист. Творчество В., встретившее горячее одобрение мировой демократической общественности, подвергалось постоянным нападкам со стороны реакционных кругов России и др. стран.
Соч.: На войне в Азии и Европе. Воспоминания, М., 1894; Переписка В. В. Верещагина и В. В. Стасова, М., 1950.
Лит.: Лебедев А. К., В. В. Верещагин, М., 1958 (в кн. перечень лит. работ В. и его произв., хранящихся в музеях СССР, а также подробная библ.).
В. М. Датунов.
В. В. Верещагин.
В. В. Верещагин. «На большой дороге. Отступление, бегство...». 1887-95. Исторический музей. Москва.
В. В. Верещагин. «После атаки. Перевязочный пункт под Плевной». 1881. Третьяковская галерея. Москва.
Верещагин - Глеб Юрьевич [2(14).4.1889, с. Гостеевка, ныне Тамбовской области, - 5.2.1944,
поселок Листвянка Иркутской области], советский
гидробиолог, озеровед,
доктор географических наук,
профессор. Окончил Варшавский
университет (1913). С 1914 работал в Зоологическом музее Петербургской АН. С 1925 руководил Байкальской экспедицией АН СССР; в 1930-1944
директор Байкальской лимнологической станции. Основные
работы по
планктону и пресноводным ракообразным, ледовому режиму Байкала,
динамике и морфологии его берегов, а также влиянию на
рыбное хозяйство подъёма уровня
озера в
связи с проектировавшимися ГЭС. Предложил теорию морского
происхождения байкальской
эндемичной фауны и флоры.
Соч.:
Происхождение и
история Байкала, его фауны и флоры, «Тр. Байкальской лимнологической станции», 1940, т. 10;
Байкал, М., 1949.
Лит.:
Обручев В. А., Талпев Д. Н., Глеб Юрьевич Верещагин, «Изв. АН СССР.
Серия геологическая», 1945, № 1.
Верещагин -
Леонид Федорович [р. 16(29).4.1909, Херсон], советский
физик, академик АН СССР (1966;
член-корреспондент 1960),
Герой Социалистического Труда (1963). В 1934-39 работал в Украинском Физико-техническом
институте в
Харькове, в 1939-54
заведующий лабораторией в институте органической химии АН СССР. С 1954 директор
Лаборатории высоких
давлений АН СССР (с 1958 - институт физики высоких давлений АН СССР).
Профессор МГУ (с 1953). Основные
труды по проблемам сверхвысоких давлений (опубликовал
более 150 работ). Исследовал
физические свойства твёрдых тел при высоких давлениях (их физико-механические свойства,
структуру, электропроводность и др.). Разработал методы
измерений физических величин (деформаций, скорости звука и др.) при высоких давлениях. В 1960 под руководством В. впервые в СССР синтезированы искусственные алмазы. Ленинская
премия (1961) и Государственная премия СССР (1952). Награжден 2 орденами Ленина, 2 др. орденами, а также медалями.
Л. Ф. Верещагин.
Верещагин - Федор Григорьевич [р. 4(17).5.1910, Николаев], советский
режиссёр, народный
артист СССР (1977). Член КПСС с 1954. В 1941 окончил
режиссёрский факультет Киевского института театрального искусства. В 1941-43
начальник и художественный
руководитель фронтового красноармейского театра, с 1948
главный режиссёр (с 1955 и директор) Винницкого музыкально-драматического театра им. Н. К. Садовского.
Одним из первых осуществил
постановку пьес Н. Я. Зарудного -
«Весёлка» (1958), «Мёртвый бог» (1959); И. Ф. Стаднюка - «Люди не ангелы» (1967) и др.
Среди постановок: «Сон князя Святослава»
Франко (1954), «Кавказский
меловой круг» Брехта (1974). Награжден орденом Ленина и медалями.
Верешмарти
Верещагин
Верещагино