Рога

Значение слова Рога по Ефремовой:
Рога - Употр. как символическое обозначение измены жены мужу.

Рога в Энциклопедическом словаре:
Рога - твердые выросты на голове у многих современных копытных и унекоторых ископаемых пресмыкающихся и млекопитающих. Парные - у жирафов,оленей и др., непарные - у носорогов. Органы защиты, у самцов многих видов''турнирное оружие'' в борьбе за самку. Идут на поделки. См. также Панты.

Значение слова Рога по словарю Символизма:
Рога - Означают сверхъестественную силу, божество, силу души или жизненный принцип, возникающий из головы. Таким образом, рога на шлемах или головных уборах обладают двойной силой, силой и достоинством божества, проявлением духа, королевским происхождением, силой, победой, защитой, мужественностью, изобилием скота и продуктов сельского хозяйства. Рога являются символом как солярным, так и лунным и имеются в атрибутике и богов Солнца и богов Луны. Лунные животные без рогов олицетворяют последнюю фазу убывающей луны. Рога являются атрибутами всех Богинь-Матерей, Цариц Небес. Луна в форме коровьих рогов часто появляется вместе с солнечным диском, особенно в египетском искусстве. Рогатые боги символизируют воинов, плодовитость как для людей, так и для животных и являются владыками животных. Они имеют в качестве атрибутов рога быков или коров, означающих честь, достоинство и силу, и рога баранов или козлов, как знак производящей силы и плодовитости. Оленьи рога часто сопровождаются образом змеи или змеи с бараньей головой. Рога с длинной ленточкой, спадающей с них, означают бога бури. Будучи острыми и колющими, рога являются символом фаллическим и мужественным; будучи полыми - означают женственность и восприимчивость. Сила рогов может быть благодетельной или вредоносной, смотря по обстоятельствам. В более поздние времена в средневековой Англии рога стали символом позора, презрения, порочности и обманутого мужа. Это связано с тем, что христианство ассоциировало Рогатого Бога с дьяволом и силой зла. У американских индейцев голова вооружена рогами с тем, чтобы казаться ужасней. У кельтов рога означают плодовитость, Рогатый Бог - это Владыка животных. Цернунн - Рогач, бог олень, постоянно появляется вместе со змеей, имеющей голову барана или оленя. У христиан два рога - это Ветхий и Новый Завет, при помощи которых можно победить противника. Семь рогов Апокалипсиса - это Семь Духов Божьих, всезнание и сила. Позднее было принято, что рога - символ дьявола. У египтян коровьи рога - символ богини Хат-хор как Великой Матери; их также изображают в виде месяца с Изидой и Нут, владычицей небес. Рога быка солярны, тогда как в изображении коровьих рогов, поддерживающих солнечный диск, имеется как солярная, так и лунная символика. Рога Аммона завиваются как бараньи. У Сета (Сутека) на рогах имеется длинная лента, спадающая с них, - знак бога бури. В греко-римской традиции с рогами часто изображается Дионис. Пан является рогатым богом природы, его сатиры также рогаты, что означает мужественность и мужскую производительную силу. Плутон, будучи богом богатства, имеет рог, и этот рог, Рог Амальтеи - податель богатства и изобилия. У евреев рога символизируют силу; поднятие рогов знаменует победу; обломать рога - означает поражение. Иногда Моисея изображают с рогами, знаменующими власть. В индуизме четыре рога Ригведы - это четыре основных точки. В исламе рога - сила, возносить рог - это победа, успех. В Минойской культуре рога находят в связи с символами дерева, алтаря и двойного топора как символами власти и божества. Рога являются неиконическим изображением обитающего внутри божества. В скандинавской мифологии это сила, мужские качества, знак воина. В шумеро-семитской - божество, высший принцип, сила, как солярная, так и лунная. Рогатые головные уборы носят Ашшур, Ану и Бел. Адад, бог бури, имеет рога с длинной лентой, которая спадает с его короны.

Определение слова «Рога» по БСЭ:
Рога - твёрдые выросты на голове многих современных копытных и некоторых ископаемых пресмыкающихся (например, рогатых динозавров) и млекопитающих (титанотериев, диноцерат и др.), служащие преимущественно органами защиты, а у самцов многих видов -
«турнирным» оружием в борьбе за самку. У современных копытных различают несколько типов Р. У носорогов 1 или 2 непарных Р. сидят на носовых (или на носовых и лобных) костях и представляют собой конечные утолщения ороговевшего эпидермиса, т. е. кожные образования. У полорогих парные Р. - костные стержни (так называемые спицы), которые развиваются на покровной кости, срастающейся с лобной. Снаружи они одеты полыми роговыми чехлами, непрерывно подрастающими по мере роста животного и снашивания Р.; только у вилорога периодически спадают. Парные Р. жирафов также образованы костным стержнем, срастающимся с лобной костью, и одеты мягкой кожей, покрытой шерстью.
Костные стержни парных Р. оленей сидят на выступах (розетках) лобных костей; молодые Р. у них одеты мягкой кожей (см. Панты), позднее же она ссыхается и отпадает, обнажая костную основу Р. Для оленей характерно периодическое сбрасывание Р. вследствие резорбции костной ткани в месте соединения розетки со стержнем Р., а также новое их отрастание за счёт деятельности клеток надкостницы розетки; ветвистость Р. с возрастом увеличивается. У большинства оленей (за исключением северного) Р. имеются только у самцов; сбрасывание и развитие Р. тесно связаны с деятельностью половых желёз - гонад (Р. кастрированных оленей не сбрасываются и не отрастают). Роговой чехол используют для изготовления различных роговых изделий, костный отросток - для получения костного жира, костной муки, клея. Р. пантовых оленей служат источником получения Пантокрина.
Н. С. Лебёдкина.

Рог Изобилия    Рога    Рогалик