Строчное Пение

Строчное Пение в Энциклопедическом словаре:
Строчное Пение - разновидность многоголосного пения в древнерусскойцерковной музыке. Сохранились образцы строчного пения 17 - нач. 18 вв.,основанного на одновременном звучании нескольких мелодических голосов(2-4, чаще 3: ''низ'', ''путь'', ''верх''). Вытеснено партесным пением.

Значение слова Строчное Пение по словарю Брокгауза и Ефрона:
Строчное пение — в православной церкви обозначалось безлинейными нотными знаками и было одним из видов партесного многоголосного пения. С. безлинейное пение называлось также казанским знаком. Свое название оно получило оттого, что над текстом выписывалось несколько строк безлинейных нот. Первоначально С. пение появилось в юго-западной церкви в XVI ст. и вскоре перешло в русскую церковь, где было очень распространено в XVII ст. С. пение было двухстрочным для двух голосов, трехстрочным — для трех, четырехстрочным — для четырех. Нижняя строка писалась тушью, втораякиноварью, третья, или путь — тушью, четвертая, или верх — киноварью. Главная мелодия, преимущественно знаменного распева, помещалась в нижнем или одном из средних голосов; другие голоса служили для сопровождения главной мелодии, образуя с ней трезвучия. Мнения о благозвучии С. пения были различны. Одни называли его красногласным, премудрейшим составлением, другие — несогласным, шум и звук издающим. В конце XVII в. С. безлинейное пение стали перекладывать на линейные ноты. В половине XVIII ст. партесное линейное пение вытеснило С. пение. Н. С.

Определение «Строчное Пение» по БСЭ:
Строчное пение - вид древнерусского церковного многоголосия. Участники хора не делились на партии по регистровому или тембровому признакам. В С. п. применялось 2-3, реже 4 голоса. Все голоса имели мелодическое значение, функциональная гармония отсутствовала. Основная мелодия занимала в партитуре среднее место; этот голос называли путём, крайние голоса - верхом и низом (исполнители соответственно назывались путниками, вершниками и нижниками). В 4-голосных произведениях имелась ещё мелодия, называемая демеством (её исполнители именовались демественниками). В партитуре обычно сочетались принципы
«ленточного» многоголосия (высотный и ритмический контур мелодии сохранялся во всех голосах) и подголосочной полифонии. Согласно документам, С. п. было известно в Москве уже в 20-е гг. 17 в. Сохранившиеся рукописи относятся к середине 17 в. Позднее С. п. было вытеснено партесным пением.

Строчная Застройка    Строчное Пение    Строчной