Судостроение
Значение слова Судостроение по Ефремовой:
Судостроение - 1. Теория и практика постройки судов (2*).
2. Создание судов (2*).
Значение слова Судостроение по Ожегову:
Судостроение - Теория и практика постройки судна 2
Судостроение в Энциклопедическом словаре:
Судостроение - издательство, Санкт-Петербург. Основано в 1940.Литература по судостроению и судоремонту, судовому машиностроению иприборостроению.
Значение слова Судостроение по словарю синонимов:
Судостроение - кораблестроение
Значение слова Судостроение по словарю Ушакова:
СУДОСТРОЕНИЕ
судостроения, мн. нет, ср. Постройка, строительство судов (см. судно 2).
Определение слова «Судостроение» по БСЭ:
Судостроение - отрасль тяжёлой промышленности, осуществляющая постройку судов. С. как область коллективной деятельности людей зародилась в глубокой древности в связи с возникновением потребности в судах значительных размеров. Развитое С. существовало в Древнем Египте, в Финикии, Древнем Китае. В средние века суда в значительных количествах строились в Византии, в государствах Средиземноморья и Северной Европы, в Древней Руси. В 15-16 вв. С. начало интенсивно развиваться в Португалии и Испании, позднее - в Англии, Нидерландах, Франции и других странах.
Приёмы постройки судов относительно мало менялись до начала 19 в., когда для изготовления корпусов судов вместо дерева стал применяться металл, а вместо парусов - механические двигатели (паровые машины). Переход к постройке стальных судов и к применению механических двигателей исключил использование ранее накопленного опыта и потребовал создания расчётных методов проверки прочности, ходкости и других качеств создаваемых судов, а также разработки новых технологических процессов. Существенные изменения в технологию постройки стальных судов внесло внедрение в 1-й половине 20 в. электросварки, заменившей применявшуюся до этого клёпку корпусных конструкций, а также резкое увеличение размеров судов и появление судов новых типов.
Судостроительная промышленность включает судостроительные заводы (часто с развитым машиностроением), конструкторские бюро (за рубежом они обычно принадлежат заводам), научные организации, располагающие опытовыми бассейнами, кавитационными трубами и др. оборудованием для проведения исследований в области С. В СССР в состав судостроительной промышленности входят также машино- и приборостроительные предприятия.
Современное судно - одно из наиболее сложных инженерных сооружений. Оно состоит из большого числа компонентов (деталей корпуса, а также единиц энергетического, электронного и др. оборудования). При его постройке используются материалы широкой номенклатуры. К судам часто предъявляются противоречивые требования, из-за чего технические решения, улучшающие одни качества, могут ухудшать другие. Судно эксплуатируется (обычно 20-25 лет) в составе больших транспортных, промысловых или иных систем, особенности которых должны быть учтены при его проектировании. Всё это предопределяет сложность, большую трудоёмкость и значительную длительность проектных и проектно-технологических работ, в ходе которых получается и фиксируется информация, необходимая для постройки и обеспечения последующей эффективной и безопасной эксплуатации судна. С целью повышения качества этих работ, сокращения их трудоёмкости и длительности в ряде стран (в том числе и в СССР) создаются системы автоматизированного выполнения работ с помощью ЭВМ.
Постройка современного стального судна включает подготовку листового и профильного материала, вырезку деталей корпуса, осуществляемую преимущественно на газорезальных машинах, гибку деталей, сварку отдельных корпусных конструкций, изготовление в цехах предварительной сборки секций и блоков массой до 600 т (на некоторых заводах - свыше 1000 т), монтаж корпуса из секций и блоков, Спуск судна на воду, насыщение его оборудованием и отделку судовых помещений, испытания судового оборудования и судна в целом.
Корпуса крупных судов собираются из секций и блоков в строительных Доках или на наклонных продольных стапелях. Суда малых и средних размеров часто строятся на Слипах. На ряде предприятий серийная постройка судов производится поточным методом с передвижкой формируемого из секций и блоков судна с позиции на позицию, на каждой из которых выполняется определённый объём сборочных, монтажных и других работ. С целью ускорения процесса постройки судов значительный объём монтажных работ осуществляется при предварительной сборке путём насыщения секций и блоков механизмами, устройствами и другим комплектирующим оборудованием. При этом широко применяется агрегатирование оборудования, обеспечивающее помимо ускорения монтажа повышение качества в результате проведения сборки и испытаний агрегатов в специализированных цехах, а не на достраиваемом судне.
Особые технологические процессы применяются при изготовлении отдельных конструкций (например, надстроек) или корпусов целиком из лёгких сплавов, железобетона, пластмасс. Из-за широкой номенклатуры используемых при постройке судов материалов и изделий при относительно небольшой потребности во многих из них для С. характерна развитая кооперация (в том числе международная) со многими отраслями промышленности, а из-за существенных различий в конструкции и оборудовании судов разных типов - специализация заводов по типам строящихся судов. Мировое С. характеризуется высокой концентрацией в небольшом числе стран: около половины валовой вместимости построенных в мире судов в 1965-75 дала Япония, а общая доля 10 стран с наиболее развитым С. превышает 80% (по валовой вместимости) мирового объёма строительства судов (см. табл.). Во многих странах суда строятся главным образом на экспорт; например, в 1974 в Испании на экспорт построено 70% судов, в ФРГ и Японии - по 65%, в Швеции - 70% (по валовой вместимости всех построенных в этих странах судов). Развитое С., ориентирующееся на экспортные заказы, создаётся в ряде стран, располагающих избытком дешёвой рабочей силы (Бразилия, Греция, Сингапур, Южная Корея).
Постройка судов в 1970-75 (учтены суда валовой вместимостью более 100 рег. т)
Страна | Количество судов | Валовая вместимость, млн. рег. т |
1970 | 1971 | 1972 | 1973 | 1974 | 1975 | 1970 | 1971 | 1972 | 1973 | 1974 | 1975 |
Япония | 1037 | 992 | 885 | 1080 | 1045 | 930 | 10,100 | 11,132 | 12,857 | 14,751 | 16,894 | 16,991 |
Швеция | 39 | 42 | 42 | 39 | 40 | 47 | 1,539 | 1,863 | 2,028 | 2,290 | 2,181 | 2,188 |
ФРГ | 184 | 178 | 148 | 134 | 128 | 164 | 1,317 | 1,968 | 1,389 | 1,926 | 2,142 | 2,499 |
Испания | 130 | 161 | 161 | 202 | 230 | 210 | 0,649 | 0,830 | 1,083 | 1,319 | 1,561 | 1,593 |
Великобритания | 139 | 122 | 130 | 119 | 116 | 114 | 1,327 | 1,233 | 1,197 | 1,067 | 1,198 | 1,170 |
Франция | 131 | 70 | 60 | 56 | 54 | 59 | 0,859 | 1,086 | 1,030 | 1,170 | 1,046 | 1,150 |
Норвегия | 115 | 121 | 125 | 127 | 129 | 138 | 0,702 | 0,884 | 0,825 | 0,984 | 0,964 | 1,052 |
Нидерланды | 101 | 107 | 112 | 123 | 27 | 143 | 0,632 | 0,572 | 0,750 | 0,852 | 0,942 | 1,028 |
Дания | 52 | 56 | 62 | 59 | 63 | 58 | 0,518 | 0,728 | 0,952 | 1,004 | 1,076 | 0,969 |
Италия | 48 | 66 | 58 | 51 | 54 | 41 | 0,546 | 0,872 | 0,902 | 0,837 | 0,953 | 0,792 |
Всего в мире | 2814 | 2917 | 2776 | 2999 | 2949 | 2730 | 20,980 | 24,388 | 26,749 | 30,409 | 33,541 | 34,203 |
Транспортное С. развито в СССР, ПНР, ГДР, СФРЮ; в капиталистических странах - в Японии, Швеции, ФРГ, Испании, Франции,
Великобритании. Плавучие
средства для
освоения океана, например буровые платформы, строятся главным образом в США,
Норвегии, Великобритании. По промысловому С.
среди социалистических стран ведущее
место занимают СССР, ПНР, ГДР; среди капиталистических - Япония. Речное С. наиболее развито в СССР, ЧССР и ГДР, а в капиталистических странах - в США.
Боевые корабли и вспомогательные суда ВМФ в капиталистическом мире наиболее интенсивно строятся в США, Франции, Великобритании.
В России С. как отрасль промышленности зародилось на рубеже 17 и 18 вв.; сооружались главным образом корабли военные,
однако именно на русских верфях были созданы первые:
ледокол («Пайлот», 1864), суда с главными двигателями внутреннего
сгорания (речное - «Вандал», 1903; морское - «Дело», 1908).
В годы Советской
власти работа судостроительных заводов была возобновлена
после Гражданской войны и
преодоления хозяйственной разрухи в
середине 20-х гг. В последующее
десятилетие была освоена постройка лесовозов, грузо-пассажирских, рефрижераторных и наливных судов, траулеров.
Перед 2-й
мировой войной 1939-45 в СССР было построено
значительное количество торпедных катеров, сторожевых
кораблей, тральщиков, крейсеров, подводных лодок; после Великой Отечественной войны 1941-45 -
несколько больших (в ряде случаев насчитывающих
многие десятки судов) серий танкеров, лесовозов, грузовых судов ледового
плавания, средних и больших траулеров, плавучих рыбозаводов. Судостроительными заводами (Балтийский
завод и Адмиралтейское
объединение в
Ленинграде, завод «Красное Сормово» в Горьком, Черноморский завод в
Николаеве, Херсонский судостроительный завод и др.)
были созданы, а
затем впервые строились крупными сериями суда смешанного плавания,
сухогрузные суда с большим раскрытием
палуб, скоростные
речные и морские суда на подводных крыльях и др. На советских заводах построены:
первое в мире невоенное судно с атомной энергетической установкой - ледокол «Ленин» (1959); крупнейшее научно-исследовательское судно «Космонавт Юрий Гагарин» (1971), мощнейший
атомный ледокол «Арктика» (1974). Ведётся постройка контейнерных судов и судов с
горизонтальной погрузкой, больших танкеров и навалочников, добывающе-перерабатывающих промысловых судов для
ведения промысла на больших глубинах и т. д.
Некоторые суда в СССР покупаются зарубежными судоходными компаниями и судовладельцами.
В. С. Дорин.
Судостроение - Судостроение («Судостроение»,)
ежемесячный научно-технический и производственный
журнал, орган министерства судостроительной промышленности СССР и научно-технического общества судостроительной промышленности им. академика А.Н. Крылова. Основан в
Петербурге в 1898 под названием
«Вестник Общества морских инженеров»;
неоднократно переименовывался. С 1934 называется «С.». Освещает вопросы проектирования судов, судовых устройств и оборудования, публикует обзоры
состояния и перспектив
развития основных типов судов и
направлений судостроения.
Тираж (1975) 11,6 тысяч экземпляров.
Судостроение - Судостроение («Судостроение»,)
центральное научно-техническое
издательство в системе Государственного комитета Совета Министров СССР по делам издательств,
полиграфии и книжной торговли. Находится в Ленинграде.
Образовано в 1940 под названием Судпромгиз, с 1934 существовало как главная редакция судостроительной литературы.
Объединения научно-технических издательств (ОНТИ), в 1939-40 входило в состав издательства Оборонгиз. Выпускает научную, производственно-техническую и научно-популярную
литературу по судостроению и
судоремонту, судовому
машиностроению и
приборостроению. Среди книг, выпущенных издательством, -
труды А. Н. Крылова, В. Л. Поздюнина, Ю. А. Шиманского, В. В. Новожилова, П. Ф. Папковича, И. Г. Бубнова и др., серии книг по автоматизации проектирования судов, перспективам судостроения, освоению гидрокосмоса и др.
«С.» издаёт ежемесячный научно-технический и производственный журнал «Судостроение»,
научно-популярный и спортивный
периодический сборник «Катера и яхты». В 1974 объём издательской
продукции составил
(вместе с журналами) 29 млн. печатных листов-оттисков.
Судосборщик
Судостроение
Судостроитель