Севериан

Севериан в Энциклопедическом словаре:
Севериан - (Севириан) Севастийский (ум. 320) - христианский мученик,пострадавший в Севастии Армянской в гонение императора Лициния. Память вПравославной церкви 9 (22) сентября.


Никомидийский (ум. 303) - христианский мученик, пострадавший вХалкидоне в гонение императора Максимиана. Память в Православной церкви 18апреля (1 мая) и 22 августа (4 сентября).

Значение слова Севериан по словарю Брокгауза и Ефрона:
Севериан (епископ гавальский) — (в Сирии), один из замечательных проповедников IV в. (умер, по мнению Филарета Черниговского, в 415, по Тильемону — в 430 г.). Прибыв из своей епархии в столицу, С. приобрел большое явление, особенно на императрицу Евдоксию. Сам Иоанн Златоуст, в то время архиеп. константинопольский, настолько уважал его, что во время своих отлучек передавал ему управление епархией. С., однако, стал интриговать против Иоанна. Узнав о том, Иоанн лишил С. права проповеди в Константинополе и настаивал на совершенном удалении его. На время между ними состоялось соглашение, и оба противника сказали по речи о благе мира, но затем интрига возобновилась и окончилась удалением Иоанна из Константинополя. Неблагоприятный образ действий С. по отношению к Иоанну заставил забыть проповедническую деятельность С., о которой, однако, с большой похвалой упоминают древние историкиСократ, Созомен, Палладий, Исидор Севильский. Проповеди С. часто смешивались с проповедями Василия Beл., Иоанна Златоуста и Хризолога. И доселе еще не решен вопрос, кому принадлежат проповеди, изданные в ХVI — ХVII вв. в числе Златоустовых, но имеющие в рукописях надпись имени С. Всего известно всех проповедей С., в целом виде или в отрывках, больших или малых, 107 — 109 заглавий. Из них напечатана лишь часть. В шести беседах о книге Бытия С. старается каждое творение пояснить с точки зрения современного ему естествознания; это — не столько нравоучительные проповеди, как у Златоуста, сколько лекции по тогдашней натурфилософии. Современные ученые считают С. человеком обширного богословского и общего образования. В догматических и полемических "словах" С. (против еретиков) виден диалектик весьма искусный и тонкий; в этом сходство С. с Григорием Богословом. Вопрос о том, к какой богословской школе своего времени принадлежал С., остается пока нерешенным, за недостаточным исследованием специалистами его сочинений, доселе большей частью неизданных; но судя по тем сочинениям С., которые уже изучены, его можно признать апологетом никейского символа. Некоторое пристрастие к аллегорическому методу толкования Св. Писания указывает на близкое отношение С. к школе александрийской. По внешнему строю его проповеди отличаются большой логичностью, хорошим схематизмом; не только "слова", но и "беседы" имеют почти все заранее начертанный оратором или указываемый ходом мысли план. В этом отношении С. очень близко сходится с Астерием Амасийским, Евсением Кесарийским (как проповедником) и другими ораторами церковными IV в., которые установили тематизм и строго-систематическое изложение речи, хотя и не по всем правилам древней риторики, так как давали место в проповеди религиозному экстазу и профетизму. При силе, яркости и остроумии мысли, у С. не всегда изящна и правильна стилистически фраза: недостаточно ли хорошо знал по гречески этот сириец, или он не имел обыкновения тщательно обрабатывать фразу в проповедях — еще не решено; можно предполагать и то, и другое. На русский яз. переведено (Эминым, в 1878 г.) слово С. на текст из Евангелия от Луки (см.). Н. Б—в.


Севериан (святые) — святые православной церкви: 1) один из 40 севастийских мучеников (см.); 2) св. мученик; видя страдание великомуч. Георгия, открыто исповедал себя христианином, за что был усечен мечом, в 303 г., в Никомидии; память 18 апреля; 3) св. мученик, пострадал в Галлии, в I в., при Клавдии; память 4 июня; 4) св. мученик, был умерщвлен близ Халкидона, при Maксимиане; память 22 августа; 5) св. мученик, происходил из знатного рода и жил в Севастии. Когда взяты были на суд 40 мучеников, то св. С. убеждал их не отрекаться от Христа. После жестоких мучений С. умертвили особым способом: привязав один камень к шее, а другой к ногам, перевязали его самого веревками и повесили на стене. С. пострадал при Лициции, в 320 г. Память 9 сентября.

Севери    Севериан    Севериан Из Габалы