Сосницкий

Сосницкий в Энциклопедическом словаре:
Сосницкий - Иван Иванович (1794-1871/72) - российский актер. С 1812 вСанкт-Петербургском театре. Прославился как комедийный и водевильныйактер. Первый исполнитель роли Городничего в ''Ревизоре'' Н. В. Гоголя.

Значение слова Сосницкий по словарю Брокгауза и Ефрона:
Сосницкий (Иван Иванович)знаменитый актер (1794—1877). Отец его, по-видимому, был капельдинером. С. отдан был в театральное училище 6-ти лет и уже 13-ти лет выступал на большой сцене, в драме Крюковского "Пожарский". Наибольшее участие в сценической карьере С. принял князь Шаховской, когда в 1811 г. устроил так называемую молодую труппу, в которую С. и был в том же году выпущен. Первый большой успех С. имел в пьесе Шаховского: "Липецкие воды, или урок кокеткам". С тех пор почти все роли повес и вертопрахов перешли к С.; многие авторы стали даже специально переводить для него с французского пьесы с ролями его амплуа (между прочими, и Грибоедов комедию в стихах "Молодые супруги"). Но постепенно роли его становились все разнообразнее. Первенствующее положение С. приобретает с появлением на сцене "Горя от ума" и "Ревизора". В "Горе от ума" (1829) С. играл и Чацкого, и Загорецкого и Репетилова; последняя роль — одно из лучших созданий артиста — осталась за ним на всю жизнь. В "Ревизоре" (1836) С. создал роль городничего, вполне удовлетворив автора. Главным образом, однако, С. приходилось создавать свои типы в водевилях, заменявших тогда веселую комедию, в драмах Кукольника и Полевого, и лишь изредка в классических переводных пьесах ("Тартюф", Полоний — в "Гамлете", Арнольф — в "Школе женщин", Вурм — в "Коварстве и любви"). Театр Островского С. мало ценил и даже восставал против него. Островский появился, когда С. шел уже шестой десяток лет, и артист был обойден в этих пьесах. Он, однако, не хотел признавать своей старости и в письмах к близким знакомым много жалуется на то, что ему не дают новых ролей. В новом русском репертуаре С., все же, еще успел и в старческие годы создать несколько типичных лиц (в пьесах А. Потехина — "Мишура" и "Виноватая", Н. Потехина — "Доля-горе", Пальма — "Благодетель", Устрялова — "Разрыв", Манна — "Паутина" и др. Последняя сыгранная им роль была в комедии Минаева "Либерал"). — Белинский не сразу оценил С.; во время приезда его в Москву, он написал даже довольно ядовитую статью, озаглавив ее именем С. и наговорив в ней много про других актеров, но ни слова про С. Впоследствии, в Петербурге, Белинский отдал вполне справедливость С. и писал о нем: "Сосницкий превосходен, невозможно требовать большего отречения от личности — это перерождение, подобное Протею. В этом его превосходство над Щепкиным". С. был тоже превосходным учителем сценического искусства. Ему всецело обязана своей карьерой знаменитая Варвара Асенкова, сестры Самойловы и др. В 1861 г. торжественно праздновался пятидесятилетний юбилей С. и в 1871 г. — шестидесятилетний. В частной жизни С. отличался добродушным характером. Жена артиста, Елена Яковлевна С., дочь певца Воробьева — была очень красива собой, выступила на сцену в 1814 г. сначала в опере "Иван Сусанин" (роль Алеши), Шаховского и Кавоса. Впоследствии отличалась художественной разработкой тонких комических ролей. Одна из лучших ролей С. — роль Сусанны в "Свадьбе Фигаро". С годами артистка постепенно меняла свое амплуа, исполняя постоянно с одинаковой разработкой и успехом свои роли. В последние годы жизни одним из блестящих созданий ее было исполнение роли Кауровой, в ком. Тургенева "Завтрак у предводителя". Умерла в 1855 г., жертвой своего ревнивого отношения к своей сценической деятельности; не желая уступить роль Линской, она играла больная, и болезнь обострилась. Ср. брошюру по поводу юбилея С. (СПб. 1861 г.). Статьи в "Художественн. Листке" Тимма и "Портретной галерее" Мюнстера; "Летопись русск. театра" Арапова; "Хроника СПб. театра" Вольфа (с ошибками). Письма С. к Читау ("Русск. Вестн.", 1882, № 8), "Русская Старина" (1880, т. X XIX), "Записки П. Каратыгина" (1880); статьи по поводу юбилея и некрологи: "Петерб. Вед." (1861), "Всемирная Иллюстр.", "Иллюстр. Газета", "Петербургский Листок" (1871), "Ежегодник импер. театров" за 1892—1893 гг. В. К.

Определение слова «Сосницкий» по БСЭ:
Сосницкий - Иван Иванович [18.2(1.3).1794, Петербург, - 24.12.1871(5.1.1872), там же], русский актёр. В 1811 окончил Петербургское театральное училище (ученик И. А. Дмитревского и Ш. Дидло). С 1812 в драматической труппе Петербургского театра. С большим изяществом, естественностью, лёгкостью, виртуозным мастерством играл в комедиях и водевилях (Ольгин, Радугин - «Урок кокеткам, или Липецкие воды», «Пустодомы» Шаховского, Арист - «Молодые супруги» Грибоедова, и др.).
В 1830-е гг., с развитием реализма в русском театре, искусство С. приобрело сатирическую остроту. Его наиболее значительная работа - Городничий
(«Ревизор» Гоголя, 1836, первый исполнитель), получившая высокую оценку автора пьесы. Среди ролей С.: Кочкарёв («Женитьба» Гоголя), Тартюф, Сганарель («Тартюф» и «Школа мужей» Мольера), Балагалаев («Завтрак у предводителя» Тургенева).
Вёл педагогическую работу. Среди его учеников - В. Н. Асенкова.
Лит.: Дурылин С., Щепкин и Сосницкий, «Театр», 1938, № 8; Сегеди И., И. И. Сосницкий, М. - Л., 1945.
И. И. Сосницкий в роли Городничего («Ревизор» Н. В. Гоголя).

Сосница    Сосницкий    Сосновая Пяденица