Торговое мореходство

Значение слова Торговое мореходство по словарю Брокгауза и Ефрона:
Торговое мореходство — Благодаря успехам морской техники, Т. мореходство развивается чрезвычайно быстро; оно не может сравняться с сухопутным, главным образом — железнодорожным, но является весьма могучим элементом международного обмена. Не так еще давно Австралия, южная Африка, Южная Америка и особенно группы островов Океании были совершенно отрезаны от центра мировой торговли и принимали лишь весьма слабое и случайное участие в оборотах всемирного рынка. В настоящее время, благодаря быстро развивающемуся торговому флоту, наиболее важные порты Старого и Нового Света связаны между собою постоянными сообщениями; от главных мировых центров — Лондона, Ливерпуля, Гамбурга, Бремена, Гавра, Филадельфии, Марселя, Нью-Йорка, — исходят правильные рейсы для грузового и пассажирского движения, и товарообмен принял правильный характер. Торговым флотом располагают далеко не все государства, и потому грузовое движение каждая страна производит не только на своих, но на чужих судах. Какое именно количество груза перевозится торговым флотом — трудно определить, так как статистика большинства государств усчитывает не количество привозимого или отправляемого груза, а тоннаж приходящих и отходящих судов, с указанием лишь флага, под которым оно ходит, пришло ли оно с грузом или балластом, паровое ли оно или парусное и пр. По приблизительному подсчету, тоннаж всех судов, вошедших в 1900 г. во все порты всемирного рынка и вышедших оттуда, определяется в 500 млн. тонн. Приход и отход судов обусловливаются как береговым развитием данной страны, так и ее торговыми оборотами. И в том, и в другом отношении Великобритания резко выдается из ряда других стран, как это видно из нижеприводимого сопоставления данных за последние тридцать лет: Приход и отход по флагам паровых и парусных судов с грузом и балластом в главнейших странах (в тыс. рег. тонн):
  1868 г. 1898 г.
Пришло. Отошло. Пришло. Отошло
Национ. Иностр. Национ. Иностр. Национ. Иностр. Национ. Иностр.
Россия 327 2353 323 2361 891 7857 903 7820
Великобритания 11226 5397 11435 5624 31857 13268 32360 13479
Германия 1555 2370 1568 2361 5953 7771 6082 7731
Франция 2359 4442 2429 4424 4612 11951 4925 12076
Австро-Венгрия*) 2513 616 2506 663 10884 830 10872 832
Италия*) 1254 2376 1350 2289 8006 9981 8001 10634
Голландия 494 1118 501 1137 2194 6501 2210 6420
Бельгия 86 1242 89 1238 1487 6747 1487 6798
Соединенные Штаты 2466 3106 3718 4561 3362 18338 3231 18661
Скандинавия 1738 1783 1701 1795 4739 5831 4760 5847
*) Со включением судов каботажного плавания. Для десяти поименованных стран приход и отход всех торговых судов за последние 30 лет увеличился почти в 3 1/2 раза, но для отдельных стран это отношение различно. Первое место, как в начале, так и в конце этого периода принадлежит Великобритании, причем тоннаж пришедших и ушедших судов почти утроился. В Германию в 1868 г. пришли суда вместимостью в 3925 тыс. т., а в 1898 г. — в 13724, т. е. почти в 4 раз больше. В Т. мореходстве большие успехи сделали и Соединенные Штаты, занимающие ныне второе место. Относительные успехи России довольно велики, но абсолютное участие ее в Т. мореходстве слабо: в этом отношении она стоит рядом с Бельгией. В приведенной таблице заслуживает особенного внимания распределение судов по флагам: как в начале, так и в конце рассматриваемого тридцатилетия только Великобритания и Австро-Венгрия пользуются преимущественно собственными судами; все прочие страны широко прибегают к помощи иностранных, в числе коих первое место занимают британские суда. Распределение Т. мореходства между паровым и парусным флотом для тех же 10 стран и в тот же тридцатилетный период показано в следующей таблице (в тыс. рег. тонн):
  1868 г. 1898 г.
Пришло Отошло Пришло Отошло
Паров. Парус. Паров. Парус. Паров. Парус. Паров. Парус.
Россия 8344 404 332 391  
Великобритания 381 10242 6294 10765 40779 4346 41538 4301
Германия 1860 2065 1844 2085 12372 1352 12467 1346
Франция 3056 3746 3038 3815 15266 1297 15622 1379
Австро-Венгрия*) 1614 1515 1624 1545 11218 496 11215 489
Италия*) 1787 1743 1710 1829 17327 660 17977 658
Голландия 753 859 768 870 8358 337 8292 338
Бельгия 632 696 633 694 7886 348 7926 359
Скандинавия 816 2705 815 2681 8031 2539 8073 2534
СоединенныеШтаты**) 1817 3754 6114 6114 18037 3663 18106 3786
*) Со включением судов каботажного плавания. **) Суда лишь океанические. В 1868 г. повсеместно, за исключением Италии и Австро-Венгрии, движение парусных судов преобладает над паровым иногда даже вдвое, как напр. в Соединенных Штатах. В следующие 30 лет парусное судоходство сократилось слишком вдвое, паровое же увеличилось в 8 раз. В Соединенных Штатах движение парового флота удесятерилось, тогда как движение парусного почти не изменилось. Паровой флот получает преобладание даже в дальнем плавании; именно ему многим обязано расширение территории всемирного рынка. С усилением движения паровых судов происходит и ускорение товарообмена, что дает возможность доставлять и скоропортящиеся товары из отдаленных мест. Благодаря этому, Европа может получать мясные и молочные продукты из Австралии, Уругвая и Бразилии. На главные центры Т. мореходства указывают следующие сведения о приходе судов (в тыс. регистровых тонн).
  1868. 1878. 1898.
Лондон 3820 5345 9438
Ливерпуль 3202 4388 6170
Кардиф 721 2800 3189
Нью-Йорк 2865 5545 7771
Гамбург 1533 2273 7107
Марсель 2505 4366
Одесса 242 1744 3201
Кронштадт 104 952 1517
Судя по этим данным, наиболее значительными портами в Старом Свете являются Лондон и Гамбург, в Новом Свете — Нью-Йорк. В 1898 г. в Лондон вошли суда вместимостью в 9438 тыс. тонн, вышли оттуда суда вместимостью в 7158 тыс. тонн, а всего 16596 тыс. тонн; в том же году соответствующие цифры для Гамбурга — 7107 тыс. и 7340 тыс. тонн, а всего 14447 тыс. тонн; для Нью-Йорка — 7771 тыс. и 7577 тыс. тонн, всего 15348 тыс. тонн. Четвертое место в ряду крупных Т. портов занимает Ливерпуль, обороты которого в 1898 г. достигли 12168 тыс. тонн. С этим портом в последние два года начинает с успехом конкурировать Кардиф, благодаря повсеместно усилившемуся спросу на каменный уголь: в 1899 г. из Кардифа вышли суда вместимостью в 8227 тыс. тонн, тогда как в том же году Ливерпуль дал только 5666 тыс. тонн, но груз кардифских судов дешевый — преимущественно каменноугольный, — тогда как Ливерпуль дает главным образом мануфактуру. Из русских портов наибольшие успехи сделали Одесса и С.-Петербург с Кронштадтом, а в последнее время развивается Новороссийск; но они имеют пока значение только для России. Ст. Гулишамбаров.

Торговое Дело    Торговое мореходство    Торговое судопроизводство