Турин

Турин в Энциклопедическом словаре:
Турин - (Torino) - город в Сев. Италии, административный центр пров. Турин иобл. Пьемонт. 992 тыс. жителей (199..1). Крупный транспортный узел. Важныйпромышленный и культурный центр страны. Автостроение (заводы концерна''ФИАТ''), авиастроение, производство железнодорожного и электротехническогооборудования, приборостроение, радиоэлектронная, химическая,фармацевтическая, полиграфическая, легкая, пищевкусовая промышленность,электрометаллургия. Международный автомобильный салон, международный салонтехники. Центр итальянской моды. Университет. Музеи: Городской музейстаринного искусства; Галерея АХ Альбертина; Египетский музей. Приимператоре Августе римская колония. В 1563-1720 столица Савойскогогерцогства, в 1720-1861 (с перерывами) - Сардинского королевства, в1861-65 - Итальянского королевства. Собор (15-18 вв.), барочная церковьСан-Лоренцо (17 в.), дворцы Кариньяно, Мадама, Дворец выставок (с 1939),Дворец Труда (1961, архитекторы П. Л. Нерви и А. Нерви).

Определение слова «Турин» по БСЭ:
Турин (Torino)
город на С.-З. Италии административный центр области Пьемонт и провинции Турин. Четвёртый после Рима, Милана и Неаполя город Италии по количеству жителей; он насчитывает 1,2 млн. чел. (1974). Расположен при впадении р. Дора-Рипария в р. По, на Паданской равнине у подножия Западных Альп, на подступах к Альпийским перевалам. Географическое положение Т. способствовало его экономическому развитию. Т. - важный транспортный узел, второй после Милана промышленный центр страны, с широко развитыми торгово-финансовыми функциями. В самом городе и его ближайших пригородах (например, в Мирафьори и др.) ведущее значение имеет тяжёлая промышленность, первенствующее положение в которой принадлежит индустриальному комплексу предприятий концерна ФИАТ. На этих же предприятиях работает около всех занятых в промышленности города.
Ядро всего комплекса - автомобильные заводы, дающие 80% всего итальянского выпуска автомобилей. ФИАТу принадлежат также металлургические, авиационные, вагоностроительные, тракторные заводы, производство судовых двигателей и др. Вторым мощным индустриальным комплексом в Т. являются предприятия фирмы РИВ (выпуск шарикоподшипников и станков для их изготовления). Кроме того, в Т. имеются многочисленные машиностроительные заводы др. фирм, предприятия резиновой, кабельной, химической (серная кислота, красители, химическое волокно и др.), фармацевтической промышленности. Сохраняют своё значение старые отрасли туринской промышленности - текстильная, швейная, полиграфическая, пищевая (в том числе виноделие, кондитерские изделия и др.). Университет (основан в 15 в.).
В древности Т. - поселение племени тауринов, при императоре Августе - римская колония (Augusta Taurinorum); в 6-7 вв. - центр Лангобардского герцогства. С конца 8 в. Т. вошёл в государство Каролингов, был центром графства, затем маркизата. С 12 в. в Т. установилась коммуна. В числе др. ломбардских городов, борясь за свою независимость, в 1226 вошёл во 2-ю Ломбардскую лигу. В 13 в. отошёл к Савойе. В 1536-62 был оккупирован французскими войсками. В 1563 стал столицей Савойского герцогства. В 1720-1860 (с перерывами) Т. - столица Сардинского королевства, в 1861-65 - столица Итальянского королевства. Т.- один из центров буржуазной демократии и национально-освободительного движения в период буржуазной революций 1821 и 1848-49. В 19 в. начался бурный экономический рост Т. Город превратился в важный центр рабочего движения (антивоенная стачка 1915, восстание 1917 и др. выступления). В 1919 здесь зародилась марксистская группа
«Ордине нуово», принявшая активное участие в создании Итальянской коммунистической партии (1921). В 1943-45, во время 2-й мировой войны, Т., оккупированный немецко-фашистскими войсками, был одним из центров Движения Сопротивления и в апреле 1945 освобожден итальянскими партизанами.
Н. К. Кисовская.
В основе прямоугольной градостроительной структуры Т. лежит планировка древнеримского военного лагеря. Среди памятников зодчества - древнеримский театр и Порта Палатина, ренессансный собор (с 1490, окончен в 18 в., архитекторы Мео дель Каприна, Г. Гварини, Ф. Ювара), барочные постройки Г. Гварини, полные напряжённой динамики [церкви: Сан-Лоренцо (см. илл.) и Сан-Филиппо Нерп, с 1675; Палаццо Кариньяно, с 1679]. В 17-20 вв. сооружены многочисленные площади и широкие проспекты, придавшие центру Т. особую импозантность (Пьяцца Сан-Карло, 1638, архитектор К. ди Кастелламонте, перестройка главной улицы Виа Рома, 1931-37, архитектор М. Пьячентини и др.). К примечательным современным зданиям T. принадлежат завод ФИАТ (1926, инженер М. Трукко), постройки П. Л. Нерви (новые залы Дворца выставок, см. илл., комплекс выставки «Италия 1961» с Дворцом труда, 1961, совместно с А. Нерви).
В 1950-е гг. созданы новые жилые районы Фалькера (архитекторы Дж. Астенго, С. Молли-Боффа и др.) и Ле-Валетте (архитектор Н. Ренакко и др.). Близ Т. - барочные постройки Ф. Ювары (монастырь Суперга, 1715-31, замок Ступиниджи, 1729-34). Городской музей старинного искусства, Галерея АХ Альбертина, Египетский музей, Галерея Сабауда.
Лит.: Bernardi М,, Torino е i suoi dintorni, 2 ed., [Roma, 1957]; Passanti M., Lo sviluppo urbanistico di Torino dalla fondazione allunita. dltalia, Torino, 1969.
Г. Гварини. Церковь Сан-Лоренцо в Турине. 1668-87. Интерьер.

Турин. План города.

Инженер П. Л. Нерви. Фрагмент главного зала (1948-50) Дворца выставок в Турине.

Турильд    Турин    Туринск