Уатт

Уатт в Энциклопедическом словаре:
Уатт - (Watt) Джеймс (1736-1819) - английский изобретатель, создательуниверсального теплового двигателя. Изобрел (1774-84) паровую машину сцилиндром двойного действия, в которой применил центробежный регулятор,передачу от штока цилиндра к балансиру с параллелограммом и др. (патент1784). Машина Уатта сыграла большую роль в переходе к машинномупроизводству.

Значение слова Уатт по словарю Ушакова:
УАТТ
и ватт, уатта, р. мн. уайтт, м. (физ.). Единица электрической мощности, равная мощности тока в один ампер при напряжении в один вольт. (По имени шотландского механика 18 в. Уатта.)

Значение слова Уатт по словарю Брокгауза и Ефрона:
Уатт (Джеймс) — см. Ватт.

Определение слова «Уатт» по БСЭ:
Уатт (Watt)
Джеймс (19.1.1736, Гринок, Шотландия, - 19.8.1819, Хитфилд, Англия), английский изобретатель, создатель универсальной паровой машины, член Лондонского королевского общества (1785). С 1757 работал механиком в университете в Глазго, где познакомился со свойствами водяного пара и сам с большой точностью провёл, пользуясь котлом Д. Папена, исследование зависимости температуры насыщенного пара от давления. В 1763-64, налаживая модель паровой машины Т. Ньюкомена, пришёл к выводу, что значительный расход пара в этой машине объясняется охлаждением стенок цилиндра до температуры охлаждающей воды во время её впрыскивания в цилиндр и что сократить расход пара можно отделением конденсатора пара от цилиндра. Используя эту идею, У. в 1765 построил экспериментальную машину с диаметром цилиндра 16 см, а в 1768 - первую большую паровую машину, конструкция которой, однако, имела ряд недостатков: неудачным оказался конденсатор, требовалось дополнительное уплотнение поршня. В 1769 У. получил английский патент на
«способы уменьшения потребления пара и вследствие этого - топлива в огневых машинах», в котором излагался ряд новых технических положений: применение паровой рубашки для поддержания температуры в цилиндре, проект парового ротационного двигателя и др. В 1774 постройка парового двигателя была завершена; дальнейшие испытания показали, что этот двигатель оказался более чем в 2 раза эффективнее лучших машин Ньюкомена. Для обеспечения работы двигателя У. применил центробежный регулятор, соединённый с заслонкой на выпускном паропроводе. В качестве передаточного механизма У. сохранил Балансир, но использовал планетарную передачу, что вдвое увеличило частоту вращения вала. У. детально исследовал работу пара в цилиндре, впервые сконструировав для этой цели индикатор. В 1782 получил английский патент на паровой двигатель с расширением. У. ввёл первую единицу мощности - лошадиную силу (позднее его именем была названа другая единица мощности - Ватт). Паровая машина У. благодаря экономичности получила широкое распространение и сыграла огромную роль в переходе к машинному производству (см. Промышленный переворот).
«Великий гений Уатта,- писал К. Маркс,- обнаруживается в том, что в патенте, который он получил..., его паровая машина представлена не как изобретение лишь для особых целей, но как универсальный двигатель крупной промышленности» (Маркс К. и Энгельс Ф., Соч., 2 изд., т. 23, с. 389). После 1784 У. занимался главным образом улучшением производства паровых машин на своём заводе.
Лит.: Радциг А. А., Джемс Уатт и изобретение паровой машины, П., 1924; Конфедератов И. Я., Джемс Уатт - изобретатель паровой машины, М., 1969.
И. Я. Конфедератов
Дж. Уатт.

Уарте    Уатт    Убавить