Джемс
Джемс в Энциклопедическом словаре:
Джемс - (Джеймс) (James) Уильям (1842-1910) - американский философ ипсихолог, один из основателей прагматизма. Брат Г. Джеймса. Отвергаяобъективность истины, выдвинул ''прагматический'' критерий: истинно то, чтоотвечает практической успешности действия. Единственная реальность, поДжемсу, - непосредственный чувственный опыт. В психологии развил концепцию''потока сознания'' - непрерывно сменяющихся целостных психическихсостояний; учение об эмоциях - один из истоков бихевиоризма.
Определение слова «Джемс» по БСЭ:
Джемс - Джеймс (James) Престон (р. 14.2.1899, Бруклин), американский географ. Профессор Мичиганского (с 1934), Сиракьюсского (с 1945) и др. университетов. Консультант и руководитель различных организаций по вопросам географии и социального развития Латинской Америки. Член Национального исследовательского совета Американского геофизического союза (1948-53). Президент Ассоциации американских географов (с 1951) и Совета по делам Латинской Америки (с 1957). Автор монографии по географии Латинской Америки и серии учебников по географии для высшей и средней школы.
Соч.: An outline of geography, N. Y., 1935; Geography of man, 2 ed., Boston, 1959 (coвм. с Н. G. Kline); One world divided. A geographical looks at the modern world, N. Y., 1964; в рус. пер. - Латинская Америка, М., 1949.
Джемс - Джеймс (James) Уильям (11.1.1842,
Нью-Йорк, - 16.8.1910, Чокоруа,
Нью-Хэмпшир), американский философ-идеалист и
психолог, один из основателей Прагматизма. Профессор физиологии и психологии,
затем философии Гарвардского университета (1872-1907). Во взглядах Д.
противоречиво сочетались
эмпиризм и биологизм с крайним индивидуализмом, утверждением
свободы воли и элементами мистицизма. Развивая идеи Ч. Пирса, Д. выдвинул новый,
«прагматический» критерий истинности,
согласно которому
истинно то, что отвечает практической
успешности действия. Истина, по Д., «...
просто выгодное в образе нашего мышления» («Pragmatism», N. Y., 1963, р. 98). Д. пытался
стать над материализмом и идеализмом,
объявляя единственной реальностью непосредственный чувственный опыт индивида (так
называемый радикальный эмпиризм). Первичный
материал опыта
«нейтрален», но его
элементы могут
выступать в
процессе познания и как физическое, и как психическое в целях практического удобства.
Мысли, согласно Д., как и вещи, состоят из
ощущений и
впечатлений (см. «Существует ли сознание?», 1904, в сборнике: Новые идеи в философии,
сборник 4, 1913), что сближает
позиции Д. с Махизмом. В. И.
Ленин считал
различия между махизмом и прагматизмом Д. в
понимании опыта
«ничтожными и десятистепенными» (см. Полное
собрание соч., 5 изд., т. 18, с. 363,
примечания). В психологии Д. выступил
против Ассоцианизма,
развив, в
противовес ему, свою
концепцию «потока сознания» - непрерывно сменяющих друг друга целостных и индивидуальных психических
состояний, смена которых отражает
физиологические процессы в
организме. Д. выдвигает на
первый план
принцип активности психической жизни и
примат в ней воли и интереса.
Психика, по Д., обладает жизненной,
«функциональной»
ценностью, будучи орудием биологического
выживания индивида.
Учение Д. об эмоциях как
выражении телесных
движений послужило
одним из истоков позднейшего Бихевиоризма. В работах по психологии религии Д. сводил религию к индивидуальным переживаниям, подлежащим научному анализу, и в то же
время с позиций прагматизма защищал религию, которая
«истинна»
постольку, поскольку полезна, т.к. она
якобы придаёт
уверенность и
устойчивость существованию. Д.
также активно занимался парапсихологическими опытами и спиритизмом.
В своих политических воззрениях Д. -
представитель буржуазного либерализма.
Соч.: Principles of psychology, v. 1-2, N. Y., 1890; в рус. пер. - Научные
основы психологии, СПБ, 1902;
Зависимость веры от воли, СПБ, 1904;
Многообразие религиозного опыта, М., 1910;
Прагматизм, СПБ, 1910;
Вселенная с плюралистической точки зрения, М., 1911.
Лит.:
Быховский Б. Э., Прагматизм и «радикальный эмпиризм» У. Джемса, в сб.: В. И. Ленин и вопросы марксистской философии, М., 1960;
Богомолов А. С., Англо-американская буржуазная философия эпохи империализма, М., 1964, гл. 4,
§ 1; Perry R. В., Thought and character of W. James, v. 1-2, Boston, 1935; Morris L. R., W. James, N. Y., 1950; WiId J., The radical empiricism of W. James, N. Y., 1969. См. также
литературу при ст. Прагматизм.
Б. Э.
Быковский, Д. Н. Ляликов.
У. Джемс.
Джемперок
Джемс
Джемс (Jams) Уильям