Вервь
Значение слова Вервь по Ефремовой:
Вервь - Община, члены которой были связаны круговой порукой (на Руси IX-XIII вв.).
Вервь в Энциклопедическом словаре:
Вервь - название общины в Др. Руси и у южных славян.
Значение слова Вервь по словарю Брокгауза и Ефрона:
Вервь (врвь, врьвь) — упоминается в "Русской Правде" в смысле судебно-административной единицы, члены которой в известных случаях связаны круговой порукой. Постановления Русской Правды о верви (ст. 3—6, 80 и 88 по Карамзинскому списку) немногочисленны и возбуждают много споров среди ученых. На В. возлагается в известных случаях обязанность платить виру (см. это слово). Если к В. приведет след или найдены будут остатки орудий воровской ловли, то В. обязана найти среди себя вора, в противном случае платить продажу (штраф в пользу князя, который взимался за все преступления, кроме убийства, отсечения руки или ноги или выбития глаза); но татьбы, т. е. вознаграждения потерпевшим, В. не платит. Если же след потеряется на большой дороге или вообще на месте безлюдном, то взыскание продажи с той В., где потерян след, не производится. На основании этих данных нельзя прийти к точному заключению по вопросу о том, представляет ли В. семейную или территориальную общину или же не более, как простой административный округ по уголовным делам. Первые исследователи Русской Правды (Эверс, Карамзин, также Погодин) выводят вервь из древнегерманского права, в особенности северного, норманнского. И. И. Срезневский, отвергая германское происхождение слова "вервь", сравнивает его со словом "союз", происходящим от уже-уз, что значит тоже веревка. Другие исследователи (Соловьев, Миллер) прямо производят слово "вервь" от веревки и на этом основании полагают, что "вервь" составляла округ, границы которого определялись измерением веревкой. Действительно, в наших памятниках имеются указания, свидетельствующие о том, что веревка (вервь) употреблялась у нас, как единица земельной меры [Мера древней В. неизвестна; не ранее XVI века является в Двинском уезде (1571) веревка: "а пашни, государь, в ней пять веревок, а в сошном обжа без трети", значит, целой обже равнялись 7 1/2 веревок. В 1597 г. разверстка податей "по волостному розмету по веревкам" запрещена, но в Олонецком уезде мера земли веревками существовала еще в 1675 году. Так как межевыми инструкциями 1761 и 1766 годов положено мерить на обжу 5 десятин, то веревка оказывается равной 2/3 десятины, или 1600 кв. саженям. Прз.]. Подобный способ измерения земли небезызвестен и в настоящее время (см. Вервить). Большинство исследователей склоняется к тому мнению, что В. была территориальной общиной. Лешков, считая В. тождественной с германской маркой, представил целый ряд предположений о вервном устройстве русских общин в докняжеский период. Одиноко стоит мнение Леонтовича, сравнивающего вервь русской правды с вервью Полицкого статута (Устав далматской общины Полицы, состоявшийся в 1400 г.), и доказывающего, что та и другая — не что иное, как задруга (см. это сл.). Приведем еще мнение Беляева и Иречека, по которому вервь была свободным товариществом, основанным на договоре. А. Я.
Определение слова «Вервь» по БСЭ:
Вервь (от «вервь» - верёвка, участок земли, отмеренный верёвкой)
древняя общинная организация на Руси и у хорватов. Упоминается в Русской правде (законодательном памятнике Киевской Руси) и в Полицком статуте (законодательном памятнике Полицы - небольшой области на далматинском побережье в Хорватии). Первоначально В. являлась организацией кровнородственного характера. Однако в дальнейшем под влиянием различных социально-экономических условий эволюция В. у русских и у юго-западных славян происходит неодинаково. Русская правда повествует о В. как о сельской общине, освобожденной от кровнородственных связей; в В. Полицкого статута тоже наблюдается ослабление кровнородственных связей, но всё же некоторые элементы их ещё сохраняются. Общественный строй, отражённый в Русской правде, более развит, чем полицкие общественные отношения, выраженные в Полицком статуте, хотя Русская правда в отдельных своих частях отражает общественные отношения 8-12 вв., а Полицкий статут - 15-17 вв.
В Русской правде В. абсолютно лишена каких-либо признаков родственного коллектива. Это сельская община, занимающая значительную территорию. Члены В. родственниками не называются. Русская правда называет их «людьми». Они связаны круговой порукой, обязаны разыскивать вора на своей территории -
«гнать след», отвечать за убийство на их территории, если убийца не отыскан, а тело убитого оказалось на земле В. Вервь-община выполняла и другие функции, налагавшиеся на неё властями.
Хорватская В. ещё носит слабые черты кровнородственных связей. Полицкий статут не знает никакой реальной общественной организации, которую он называл бы В. Трудно установить, является ли в нём синонимом В. и село, или же В. составляет часть села. Оба предположения вероятны.
О В. имеется большая литература, но до сих пор этот вопрос не может считаться решенным окончательно.
Лит.: Тихомиров М. Н., Исследования о Русской Правде, М. - Л., 1941; Юшков С. В., Общественно-политический строй и право Киевского государства, М., 1949; Греков Б. Д., Полица, М., 1951; его же, Большая семья и вервь Русской правды и Полицкого статута, Избр. труды, т. 2, М., 1959 (библ. с. 564-75); Правда русская, т. 2, М.- Л., 1947, с. 261-274; Barada М., Starohrvatska seoska zajednica, [Zagreb, 1957].
Ю. В. Бромлей.
Вервольф
Вервь
Верга