Погодин
Погодин в Энциклопедическом словаре:
Погодин - (наст. фам. Стукалов) Николай Федорович (1900-62) - русскийдраматург. Пьесы на производственные темы, в т. ч. ''Аристократы''(постановка 1934), посвященные ''перековке'' человека наБеломорско-Балтийском канале. Трилогия о В. И. Ленине: ''Человек с ружьем''(постановка 1937), ''Кремлевские куранты'' (постановка 1942, в новойредакции 1956), ''Третья патетическая'' (1958). Ленинская премия (1959),Государственная премия СССР (1941, 1951).
Александр Львович (1872-1947) -
российский историк ифилолог-славист,
доктор славянской филологии. С 1919 в эмиграции.Позитивист. Критиковал
взгляды славянофилов.
Михаил Петрович (1800-75) -
российский историк, писатель, академикПетербургской АН (1841). Издавал
журнал ''Московский вестник'',''Москвитянин''.
Сторонник норманнской теории происхождения русскогогосударства. Во взглядах близок к славянофилам. Пропагандировал идеюславянского единства.
Труды по истории Др. Руси, летописанию. Коллекцияисторических памятников (''Древлехранилище''). Бытовые
повести, историческиедрамы.
Определение слова «Погодин» по БСЭ:
Погодин - Александр Львович [3 (15).6.1872, Витебск, - 16.5.1947, Белград], русский историк и филолог-славист. Окончил Петербургский университет (1894). С 1901 магистр, с 1904 доктор славянской филологии. Профессор Варшавского (1902-08) и Харьковского (1910-19) университетов. В 1919 эмигрировал. В 1919-41 работал в Белградском университете (с 1939 профессор); в 1941, после оккупации Югославии фашистскими войсками, был уволен в отставку. Работы П. по истории славянских народов и их литературе написаны с позитивистских позиций. Резко критиковал взгляды славянофилов.
Соч.: Из истории славянских передвижений, СПБ. 1901; Главные течения польской политической мысли (1863-1907 гг.), СПБ, [1907]; Адам Мицкевич, т. 1-2, М., 1912-13; Язык как творчество, Хар., 1913; История польского народа в XIX в., М., 1916; Русско-српска библиографиja, т. 1-2, Београд, 1932-36.
Лит.: Соловьев А. В., Александр Львович Погодин, «Краткие сообщения института славяноведения АН СССР», 1958, в. 23.
Погодин -
Михаил Петрович [11 (23).11.1800,
Москва, - 8 (20).12.1875, там же], русский историк,
писатель, журналист, академик Петербургской АН (1841). Сын крепостного, отпущенного на волю в 1806. В 1821 окончил Московский университет, где защитил магистерскую диссертацию
«О
происхождении Руси» (1825), в которой выступал с позиций норманской теории. Примыкал к «любомудрам». В 1826-44
профессор Московского университета,
сначала всеобщей, с 1835 - русской истории. В 1827-30 издавал журнал
«Московский вестник», в 1841-56 совместно с С. П. Шевырёвым - «Москвитянин». Выступал в 20-30-е гг. с критикой
историка М. Т. Каченовского и «скептической школы». Изучал древнерусскую и славянскую историю, был близок к славянофилам. Им установлены
источники Начальной летописи (см. «Повесть временных лет»),
изучены причины
возвышения Москвы, выявлена
постепенность в
закрепощении русского крестьянства.
Признание самобытности русской истории было основой научных взглядов П.,
который считал невозможным
осмыслить русской
исторический процесс и
сделать из этого какие-либо
выводы и
обобщения. П. был историком официального
направления и главную задачу истории видел в том,
чтобы она сделалась «... охранительницею и блюстительницею общественного спокойствия...».
Бытовые
повести П. «Нищий», «Чёрная немочь», «Невеста на ярмарке» и др. (вошли в его книги «Повести», ч. 1-3, 1832) давали достоверную картину жизни крепостных,
купцов, мещан, но были лишены
глубины художественного обобщения. П. -
автор исторической драмы
«Марфа Посадница» (1830).
Публицистика П. в 30-х -
начала 50-х гг. носила
реакционный характер; в литературном
движении 40-х гг. занимал
консервативные позиции; вёл борьбу с
натуральной школой, в ряде вопросов выступал
против В. Г. Белинского. В 60-е гг. стал сторонником организации славянского национального движения, поддерживал
Панславизм. П. опубликовал ряд важных исторических
источников, собрал коллекцию древностей (рукописи, книги,
монеты, оружие, утварь и т.д.),
большая часть которой была в 60-е гг. приобретена
Публичной библиотекой в Петербурге.
Соч.:
Исследования, замечания и
лекции о русской истории, т. 1-7, М., 1846-57; Древняя
русская история до монгольского ига, т. 1-3, М., 1871; Историко-политические письма и
записки в
продолжение Крымской
войны 1853-1856 гг., М., 1874; Простая речь о мудреных вещах..., М., 1874.
Лит.:
Барсуков Н.,
Жизнь и
труды М. П. Погодина, кн. 1-22, СПБ, 1888-1910;
Плеханов Г. В., М. П. Погодин и
борьба классов, Соч., т. 23, М. - Л., 1926;
Никитин С. А., Славянские комитеты в России в 1858-1876 гг., М., 1960; Историография истории СССР, 2 изд., М., 1971, с. 143-46; История русской литературы XIX в. Библиографический
указатель, М. - Л., 1962.
М. П. Погодин.
Погодин - Погодин (псевдоним; настоящая
фамилия Стукалов)
Николай
Федорович [3 (16).11.1900,
станица Гундоровская, ныне Донецкой области, - 19.9.1962, Москва], русский советский
драматург, заслуженный деятель искусств
РСФСР (1949). Печатался с 1920.
Разъездной корреспондент «Правды»
(1922-32). Опубликовал
сборники очерков «Кумачовое утро», «Красные ростки» (оба - 1926).
События и
герои, о которых писал П.-журналист, перешли в
первые его пьесы. От образа коллективного героя - рабочей
массы строителей-сезонников в
«Темпе» (1929, пост. 1930) П. шёл к
созданию индивидуальных характеров: «Поэма о топоре» (1930, пост. 1931), «Мой друг» (1932), «После бала» (1934) и др.; от репортажной интонации первых пьес - к
фабульной остроте
«Аристократов» (1934). Пьесы П. о тружениках
первой пятилетки сыграли важную роль в
сближении сов. театра с социалистической
действительностью, в драматургической и сценической
разработке образа современника. Для них характерна
свободная архитектоника. Драматическое
действие нередко переносится в заводской цех, на строительные
площадки и
колхозные поля.
Трилогия о
рождении и первых шагах Советского государства, в центре которой
образ Ленина, - «Человек с ружьем» (1937; Государственная
премия СССР, 1941, одноименный
фильм, 1938), «Кремлёвские куранты» (1940; пост. 1942,
новая редакция 1955, пост. 1956),
«Третья патетическая» (1958, пост. 1959) -
значительное достижение драматургии социалистического реализма (Ленинская премия, 1959).
Через судьбы героев показаны движущие силы революции, её преобразующее
воздействие на людей; раскрывается многогранная
деятельность Ленина.
Трилогии свойственно соединение публицистики с лирикой,
широты охвата событий с психологической
углублённостью в
обрисовке действующих лиц.
В ряде комедийных
произведений П.,
сценарии фильма «Кубанские казаки» (1950; Государственная премия СССР, 1951) сказалось
ослабление конфликтности. Укрупнение социальных масштабов и
обострение нравственных коллизий наметилось в комедии
«Когда ломаются копья» (1953), драме «Сонет Петрарки» (1956). В 50-е гг. П.
особый интерес проявлял к
исследованию нравственного облика, характера советской молодёжи: пьесы «Маленькая студентка» (1958), «Голубая рапсодия»
(1961) и др.;
роман «Янтарное ожерелье» (1960). П. - драматург,
публицист и
критик - сыграл значительную роль в
развитии советского театра. Был
главным редактором журнала «Театр» (1951-60). Награжден 2 орденами Ленина, а
также медалями.
Соч.: Собр. драматических произведений, т. 1-5, М., 1960-61; Собр. соч., т. 1-4, М., 1972-73;
Театр и
жизнь, М., 1953;
Искать, мыслить, открывать, М., 1966;
Неизданное, т. 1-2, М., 1969; Автобиографическая
заметка, в кн.: Советские писатели, т. 2, М., 1959.
Лит.:
Зайцев И.,
Николай Федорович Погодин, М.-Л., 1958;
Попов А.,
Воспоминания и
размышления о театре, М., 1963;
Караганов А., Огни Смольного, М., 1966; Холодов Е., Пьесы и годы. Драматургия Н. Погодина, М., 1967;
Слово о Погодине. Воспоминания, М., 1968;
Потапов Н., Живее всех живых.
Образ В. И. Ленина в советской драматургии, М., 1969.
Н. В. Зайцев.
Н. Ф. Погодин.
Погода
Погодин
Погодить