Мицкевич

Мицкевич в Энциклопедическом словаре:
Мицкевич - Евгений Петрович (1893-1959) - разведчик, полковник. В органахгосбезопасности CCCР с 1924. В 1925-33 работал в странах Зап. Европы, в1934-37 - на Дальнем Востоке и в США. В Великую Отечественную войну вцентральном аппарате советской разведки, затем работал в странах Зап.Европы. С 1953 на научной и педагогической работе в СССР.


(Mickiewicz) Адам (1798-1855) - польский поэт, деятельнационально-освободительного движения. Основоположник польского романтизма(сборник ''Поэзия'', т. 1, 1822; поэмы ''Гражина'', 1823, ''Дзяды'', ч. 2, 4,1823, ''Конрад Валленрод'', 1828). В 1824 выслан царскими властями из Литвы;жил в России, где сблизился с декабристами, А. С. Пушкиным. В эмиграции(после 1829) создал 3-ю часть ''Дзядов'' (1832) и поэму ''Пан Тадеуш'' (1834)- эпическое полотно старопольского быта, шедевр словесной живописи. В1840-44 читал лекции о славянских литературах в Париже; в 1849 редактордемократической газеты ''Трибюн де пепль''.

Определение слова «Мицкевич» по БСЭ:
Мицкевич - Мицкевич (Mickiewicz)
Адам (24.12.1798, Заосье близ Новогрудка, ныне БССР, - 26.11.1855, Константинополь), польский поэт, деятель национально-освободительного движения. Сын обедневшего шляхтича, адвоката. Учился на историко-филологическом факультете Виленского университета (1815-19). Учительствовал в Ковно (ныне Каунас; 1819-23). Ранние произведения М. (первое стихотворение опубликовано в 1818) свидетельствуют об увлечении вольнодумными традициями Просвещения (пер. отрывка из «Орлеанской девственницы» Вольтера; поэмы «Мешко, князь Новогрудка», 1817, «Картофель», 1819, - обе опубликованы полностью в 1948).
С 1817 участвовал в создании и деятельности патриотических молодёжных кружков «филоматов»
(См. Филоматы) и «филаретов» («любящих добродетель»), написал для них ряд программных стихотворений, в том числе «Оду к юности» (1820), проникнутую романтическим энтузиазмом молодёжи, мечтавшей о борьбе за свободу. Первый стихотворный сборник М.
(«Поэзия», т. 1, 1822) стал манифестом романтического направления в польской литературе. Во 2-й том «Поэзии» (1823) вошла романтическая лироэпическая поэма «Гражина», положившая начало жанру т. н. польской «поэтической повести»;
написанная на сюжет из истории Литвы, она утверждала подвиг и самопожертвование героической личности. В этот том включена также драматическая поэма «Дзяды» (ч. 2, 4), где поиски нового содержания и формы на основе народности, понятой в духе романтизма (изображение простонародного обряда поминовения умерших), соединялись с художественной трактовкой личной темы: герой, страдающий от мук несчастливой любви и обличающий общество, поправшее «права сердца».
Арестованный (1823) по делу филоматско-филаретских организаций, М. был в 1824 выслан из Литвы и до 1829 пробыл в России (Петербург, Одесса, Москва, снова Петербург), где сблизился с участниками декабристского движения (К. Ф. Рылеев, А. А. Бестужев) и видными писателями (А. С. Пушкин и др.), высоко оценившими его талант. Эти дружеские связи способствовали созреванию у М. идеи революционного союза народов России и Польши. В России вышла книга М.
«Сонеты» (1826) - с циклом «Крымские сонеты», поразившим читателя великолепием пейзажных картин, проникновенным лиризмом, образом героя-«пилигрима», тоскующего о покинутой родине, и новыми для польской поэзии восточными мотивами. В 1828 была опубликована поэма
«Конрад Валленрод» (о борьбе литовцев с тевтонской агрессией), изображавшая трагического героя - одинокого борца, который жертвует личным счастьем ради спасения народа; поэма оказала революционизирующее воздействие на современников. В книге
«Поэзия» (т. 1-2, 1829) М. включил новые интимно-лирические стихи, поэму «Фарис», баллады.
В 1829 М. выехал из России, посетил Германию, Швейцарию, Италию. После неудавшейся попытки присоединиться к Польскому восстанию 1830 поэт навсегда остался в эмиграции (жил преимущественно в Париже), продолжая литературную и революционную деятельность. В 3-й части
«Дзядов» (1832) М. призвал соотечественников продолжать борьбу. Эгоизму и соглашательству «верхов» общества он противопоставил героизм и стойкость патриотической молодёжи (эпизоды следствия по делу «филаретов»), надежду на внутренние силы нации, создал титанический образ поэта Конрада; сочувствуя страданиям народа, герой вызывает на поединок бога, как виновника царящего в мире зла. Драма имела свободное, фрагментарное построение, два плана действия: фантастический и реальный. К ней примыкал эпический
«Отрывок» - картины самодержавной России, гневный памфлет на царизм. Здесь же поэт выразил солидарность с передовыми людьми России (стихотворения «Памятник Петру Великому», «Русским друзьям»). Вместе с тем в 3-й части
«Дзядов» (как и в художественно-публицистическом соч. «Книги польского народа и польского пилигримства», 1832) М. излагает доктрину т. н. «польского мессианизма», согласно которой страдания Польши связаны с особым историческим призванием народа-мученика - «Христа народов».
Поэт призывает польскую эмиграцию к участию во «всеобщей войне за вольность народов», в европейской революции (эти же мысли содержатся в статьях М. в газете «Пельгжим польски» - «Pielgrzym Polski», 1832-33).
В 1834 опубликовал последнее крупное произведение М. - поэма «Пан Тадеуш». Эта польская национальная эпопея, в которой отчётливо проявились реалистические тенденции, стала энциклопедией старопольского быта, шедевром словесной живописи, типизации и индивидуализации персонажей; с юмором и грустью рисует М. мир шляхетской старины, не затушёвывая его пороков, понимая его историческую обречённость и в то же время любуясь его красочностью. В последующие годы М. почти не писал (последний взлёт его вдохновения - несколько лирических стихов, 1838-39). Он вёл активную общественную и культурную деятельность: в 1839-40 читал курс римской литературы в Лозанне, затем (до 1844) занимал кафедру славянских литератур в парижском Коллеж де Франс. В 1841 обозначился кризис в мировоззрении поэта: он вступил в секту мистика А. Товяньского. В 1848 М. возобновил революционную деятельность: создал польский легион, сражавшийся за свободу Италии, в Париже сотрудничал в газете
«Трибюн де пёпль» («La Tribune des peuples», 1849), выступал со статьями революционно-демократического характера, проявляя интерес к утопическому социализму, призывая к революционному союзу народов. Во время Крымской войны 1853-56 М. отправился с политической миссией в Константинополь, где умер от холеры (его прах, захороненный в Париже, был перенесён в Краков в 1890).
Поэзия М. имела огромное значение для польского национально-освободительного движения, для развития демократической мысли, обновления польской литературы; она обогатила литературный язык, стихосложение, поэтические жанры. Существенна роль М. в развитии польского театра (постановки его «Дзядов», многочисленные высказывания по вопросам драматургии).
В России М. приобрёл популярность ещё при жизни. Его стихи переводили А. С. Пушкин, М. Ю. Лермонтов, К. Ф. Рылеев, И. И. Козлов, Н. П. Огарев, А. Н. Майков, М. Л. Михайлов, А. А. Фет, В. Я. Брюсов, И. А. Бунин и др.
Соч.: Dzieła. Wydanie narodowe, t. 1-16, Warsz., 1949-55; Dzieła. AVydanie jubileuszowe, t. 1-16; Warsz., 1955; Dzieła wszystkie, t. 1, 4, Warsz., 1969-72; в рус. пер. - Собр. соч., т. 1-5, М., 1948-54; Избр. произв. [Со ст. А. В. Луначарского
«Мицкевич и Россия»], М. - Л., 1929; Стихотворения. Поэмы, М., 1968.
Лит.: Горский И. К., А. Мицкевич, М., 1955; Живов М. С., А. Мицкевич, М., 1956; Рыльский М. Ф., Поэзия А. Мицкевича, М., 1956; А. Мицкевич в русской печати. 1825-1955, М. - Л., 1957; Яструн М., Мицкевич, [пер. с польск.], М., 1963; Kleiner J., Mickiewicz, t. 1-2, Lublin. 1948; Adam Mickiewicz, Zarys bibliograficzny, Warsz., 1957; Kronika zycia i tw
уrczości Mickiewicza, Warsz., 1966; Słownik języka Adama Mickiewicza, t. 1-7, Wr. - Warsz. - Kr., 1962-71.
Б. Ф. Стахеев.
А. Мицкевич. «Пан Тадеуш». Илл. М. Э. Андриолли. 1880-е гг.

А. Мицкевич и А. С. Пушкин, Горельеф М. Мильбергера. Установлен на доме, в котором встречались А. С. Пушкин и А. Мицкевич (ныне по ул. Немировича-Данченко в Москве).

А. Мицкевич.


Мицкевич - Сергей Иванович [6(18).8.1869, Яранск, ныне Кировской обл., - 12.9.1944, Москва], советский врач, партийный и государственный деятель, один из первых организаторов советского здравоохранения. Член Коммунистической партии с 1893. В 1893 окончил медицинский факультет Московского университета. Со студенческих лет участвовал в революционном движении. Cовместно с А. Н. Винокуровым организовал (1893) первую в Москве марксистскую группу, ставшую ядром московского «Рабочего союза».
В 1894 арестован, с 1897 - в ссылке (Якутия), где работал окружным врачом; организовал в Среднеколымске больницу и лепрозорий, изучал специфические заболевания местного населения (см. Одержимость). С 1903 врач в Москве, с 1906 в Нижнем Новгороде, с 1914 в Саратове. После Октябрьской революции 1917 член медицинской коллегии Наркомата внутренних дел, член Совета врачебных коллегий. В 1918 заместитель заведующего Московским отделом народного образования. С 1919 помощник начальника санчасти Южного и Юго-Западного фронтов, затем работал в органах народного образования. Один из организаторов (1922) и директор (1924-34) Музея Революции. В 1922-24 член коллегии Истпарта при ЦК РКП(б). Делегат 9-го съезда РКП(б). В последние годы жизни занимался литературной деятельностью.
Соч.: Мэнэрик и эмпряченье. Формы истерии в Колымском крае, Л., 1929; На грани двух эпох. От народничества к марксизму, М., 1937; Революционная Москва. 1888-1905, М., 1940; Записки врача-общественника, 2 изд., М., 1969.
Лит.: Мицкевич Е., Одной лишь думы власть, [M.], 1971.
Б. Д. Петров.

Мицеллы    Мицкевич    Мицкявичюс-Капсукас