Бунин
Бунин в Энциклопедическом словаре:
Бунин - Иван Алексеевич (1870-1953) - русский писатель, почетный академик Петербургской АН (1909). В 1920 эмигрировал. В лирике продолжал классические традиции (сборник "Листопад", 1901). В рассказах и повестях показал (подчас с ностальгическим настроением) оскудение дворянских усадеб ("Антоновские яблоки", 1900), жестокий лик деревни ("Деревня", 1910, "Суходол", 1911), гибельное забвение нравственных основ жизни ("Господин из Сан-Франциско", 1915). Резкое неприятие Октябрьской революции в дневниковой книге "Окаянные дни" (1918, опубликована в 1925). В автобиографическом романе "Жизнь Арсеньева" (1930) - воссоздание прошлого России, детства и юности писателя. Трагичность человеческого существования в новеллах о любви ("Митина любовь", 1925; книга "Темные аллеи", 1943). Мемуары. Перевел "Песнь о Гайавате" Г. Лонгфелло (1896). Нобелевская премия (1933).
Читать избранные произведения Бунина:
Определение слова «Бунин» по БСЭ:
Бунин - Андрей Владимирович [р. 15(28).3.1905, Воронеж], советский историк архитектуры, доктор искусствоведения (1958), профессор Московского архитектурного института (с 1942). Член КПСС с 1958. Исследователь истории отечеств, и зарубежного градостроительства. Награжден 2 орденами, а также медалями.
Соч.: Архитектура городских ансамблей. Ренессанс, М., 1935 (совм. с М. Г. Кругловой); История градостроительного искусства, т. 1, М., 1953; Geschichte des russischen Stдdtebaues bis zum 19. Jahrhundert, B., 1961.
Бунин - Иван Алексеевич [10(22).10.1870,
Воронеж, - 8.11.1953, Париж],
русский писатель. Родился в обедневшей дворянской семье.
Детство провёл на хуторе
Бутырки Орловской
губернии. В
молодости работал корректором, статистиком, библиотекарем, газетным репортёром. В
печати выступил в 1887. В 1891 в Орле вышел
сборник «Стихотворения».
Сборники «Под открытым небом» (1898) и получивший Пушкинскую премию «Листопад» (1901) -
пример совершенствования стиха в его «старых» классических формах, продолжающих традиции А. А. Фета, Я. П. Полонского, А. К. Толстого.
Поэзия Б. -
песнь о родине, её «бедных селеньях» и необъятных лесах. В том же тематическом ключе написаны ранние рассказы Б. о
голодной, нищей деревне, о полузаброшенных усадьбах. К декабрю 1895 относится
знакомство Б. с А. П. Чеховым, к 1899 - с М. Горьким,
который привлек Б. к
сотрудничеству в издательстве «Знание», содействуя
становлению демократических взглядов молодого писателя. В лучших рассказах этой поры - «Антоновские яблоки» (1900), «Сосны» (1901), «Новая дорога» (1901), «Чернозём» (1904) -
наряду с обобщёнными раздумьями о судьбе России, ещё ощутима социальная
индифферентность Б.
Начиная с повести «Деревня» (1910), Б. обращается к широкой общественной
тематике. Судьбу России он воспринимает как судьбу крестьянства (рассказы «Древний человек», «Ночной разговор», «Весёлый двор», «Игнат», «Захар Воробьев», «Худая трава»).
Не сумев
увидеть в деревне
ничего нового, Б. своим реалистическим изображением крестьянской жизни
после Революции 1905-07 дал,
однако, по
выражению В. В. Воровского, «...
своего рода
исследование о причинах памятных неудач» (Литературно-критические статьи, 1956, с. 334). Хроникой
вырождения усадебного дворянства явилась
повесть «Суходол» (1911).
В 1909
Академия наук избрала Б. почётным академиком.
Б.
много путешествовал; итогом его поездок по Востоку был цикл очерков «Храм Солнца» (1907-11). В 1910-е гг. в
творчестве Б. возникает
новая тематика:
удушливый быт мещанства («Хорошая жизнь»), городское дно («Петлистые уши»), проникновение в «тёмные аллеи»
человеческой страсти («Сны Чанга»).
Проза Б. пронизана враждебным отношением к капиталистической
цивилизации («Господин из Сан-Франциско», 1915),
колониализму («Братья», 1914).
Мастер «малых» форм -
повести, рассказа,
новеллы, Б. был выдающимся стилистом, создавшим
особый «парчовый»
(плотный, узорчатый) язык.
Живописность и
строгость, музыкальность и ритмическая
выразительность характерны для бунинской прозы.
Среди поэтических переводов Б. - «Песня о Гайавате» (1896, 2
издание 1898) Г. Лонгфелло.
Враждебно встретив Октябрьскую революцию, Б. в 1920 эмигрировал во Францию.
Здесь он обратился к интимным, лирическим воспоминаниям молодости.
Роман «Жизнь Арсеньева»
(отдельное издание 1930,
Париж) как бы замкнул цикл художественных
автобиографий, связанных с жизнью русского поместного дворянства. Одно из центральных мест в позднем творчестве Б. занимает тема
роковой любви-страсти («Митина любовь», 1925; «Дело корнета Елагина», 1927; цикл новелл «Тёмные аллеи»,
Нью-Йорк, 1943). В эмиграции Б. создал также философско-литературный
трактат о Л. Н. Толстом («Освобождение Толстого», Париж, 1937), написал «Воспоминания» (Париж, 1950), в которых содержатся выпады
против М. Горького, А. Блока, В.
Брюсова, А. Н. Толстого.
Автор книг об А. П. Чехове (Нью-Йорк, 1955). В 1933 Б. присуждена Нобелевская
премия. Во многом
противоречивое творческое
наследие Б. обладает
большой эстетической и познавательной
ценностью. Преемник традиций классической русской литературы, он явился
одним из крупных представителей критического реализма в России.
Творчество Б.
высоко ценится и
всесторонне изучается в СССР.
Сочинения его
широко издаются.
Соч.: Под открытым небом.
Стихотворения, М.. 1898: Собр. соч., т. 1-5, СПБ. 1902-09; Полн. собр. соч., т. 1-6, П., 1915; Собр. соч., т. 1-12, [Берлин], 1934-39; Темные аллеи. 2 изд., Париж, 1946;
Весной в Иудее. Роза Иерихона, Нью-Йорк, 1953; Собр. соч., т. 1-5, М., 1956;
Повести. Рассказы.
Воспоминания. [Вступ. ст. К. Паустовского], М., 1961; Собр. соч., т. 1-9. [Вступ. ст. А. Твардовского], М., 1965-67.
Лит.:
Боровский В. В., Бунин, в его кн.:
Литературно-критические статьи, М., 1956;
Айхенвальд Ю. Н., Силуэты русских писателей, в. 3, 3 изд., М., 1917;
Батюшков Ф. Д., И. А. Бунин, в кн.:.
Русская литература XX века. 1890-1910. под ред. С. А. Венгерова, [кн. 7], М., [б. г.];
Горбов Д., У нас и за рубежом, [М.], 1928; Муромцева-Бунина В. Н.,
Жизнь Бунина. 1870-1906, Париж, 1958;
Никулин Л. В.,
Чехов. Бунин.
Куприн. Литературные портреты, М., 1960; Стерлина И. Д., Иван Алексеевич Бунин,
Липецк, 1960:
Афанасьев В. Н., И. А. Бунин.
Очерк творчества, М., 1966;
Михайлов О. Н., Иван Алексеевич Бунин.
Очерки творчества, М., 1967; Бабореко А. К., И. А. Бунин. Материалы для биографии (с 1870 по 1917), М., 1967;
Волков А., Проза Ивана Бунина, М., 1969.
О. Н. Михайлов.
И. А. Бунин. «Полевые цветы»
(Москва, 1901). Илл. М.
Демьянова.
Бунин -
Леонтий, русский
гравёр конца 17 - начале 18 вв. Работал в Оружейной палате в Москве. Основная
работа - 43 листа букваря Кариона
Истомина, гравированные резцом на меди (1692-94). На каждом листе букваря, созданного для
Алексея, сына
Петра I, -
буква, составленная из человеческих фигур,
предметы, названия которых начинаются с этой буквы, а также её славянское, греческое и латинское написания.
Лит.:
Сидоров А. А., Древнерусская книжная
гравюра, М., 1951.
Леонтий Бунин.
Страница из букваря, составленного Карионом Истоминым.
Резцовая гравюра на меди. 1692-94.
Буниатян
Бунин
Бунич