Вехи

Значение слова Вехи по Ефремовой:
Вехи - Важные, основные моменты, этапы в развитии чего-л.

Вехи в Энциклопедическом словаре:
Вехи - ''Сборник статей о русской интеллигенции'' (Москва, 1909), выпущенгруппой российских религиозных философов и публицистов (Н. А. Бердяев, С.Н. Булгаков, П. Б. Струве, С. Л. Франк, М. О. Гершензон, А. С. Изгоев, Б.А. Кистяковский), выступивших с критикой идеологии и практическихустановок революционной, социалистически настроенной интеллигенции -атеистического материализма, политического радикализма, идеализации народа(в марксизме - пролетариата) и т. п. ''Вехи'' провозглашали примат духовнойжизни над общественной: ''внутренняя жизнь личности есть единственнаятворческая сила человеческого бытия''.

Определение слова «Вехи» по БСЭ:
«Вехи»
«Сборник статей о русской интеллигенции», выпущен в Москве в 1909 группой публицистов и философов религиозно-идеалистического направления, выступивших против революции с позиций, близких кадетам (Н. А. Бердяев, С. Н. Булгаков, М. О. Гершензон, А. С. Изгоев, Б. А. Кистяковский, П. Б. Струве, С. Л. Франк). Авторы
«В.» считали Революцию 1905-1907 ошибкой и утверждали, что она явилась продуктом деятельности социалистически настроенной интеллигенции, которая «... была нервами и мозгом гигантского тела революции..., следовательно, ее история есть исторический суд над этой интеллигенцией»
(«Вехи», с. 25). Социалистически настроенная интеллигенция обвинялась в «народопоклонничестве», народническая - в ложной любви к крестьянству, марксистская - к пролетариату. Она характеризовалась как идейное «отщепенство»
(см. там же, с. 160), называлась «кружковой», «искусственно выделяемой из общенациональной жизни..., «интеллигентщиной» в отличие от интеллигенции в широком, общенациональном, общеисторическом смысле этого слова» (там же, с. 1). Её идеология представлялась
«веховцам» исторически бесплодной. Трагедия русской интеллигенции, по их мнению, состояла в том, что народ не мог принять ни её заботы о его благе, ни её представлений об идеале общественного устройства, - в принципиальной пропасти между строем народной души и эмоционально-волевыми качествами интеллигента. Резкой критике в
«В.» подверглись материализм и атеизм В. Г. Белинского, Н. Г. Чернышевского, Г. В. Плеханова, марксизм как идеология и политическая стратегия. Представителей материалистической и атеистической линии в философии обвиняли в философской неграмотности, в подчинении философии общественно-утилитарным целям, в надуманных представлениях о благе народа. Своим главным принципом
«веховцы» считали признание примата духовной жизни над общественной - «... в том смысле, что внутренняя жизнь личности есть единственная творческая сила человеческого бытия...» (там же, с. 1). Против идеологии «В.» резко выступил В. И. Ленин, указав на её связь с русским «кадетизмом».
Эта «энциклопедия либерального ренегатства», отмечал В. И. Ленин, «... охватывает три основные темы: 1) борьба с идейными основами всего миросозерцания русской (и международной) демократии; 2) отречение от освободительного движения недавних лет и обливание его помоями; 3) открытое провозглашение своих
«ливрейных чувств» (и соответствующей «ливрейной» политики) по отношению к октябрьской буржуазии, по отношению к старой власти, по отношению ко всей старой России вообще» (Полн. собр. соч., 5 изд., т. 19, с. 168).
Большая часть авторов, участвовавших в «Вехах», выступили идейными противниками Октябрьской революции и в дальнейшем оказались в эмиграции.
Лит.: Ленин В. И., Еще одно уничтожение социализма, Полн. собр. соч., 5 изд., т. 25.
И. Ф. Балакина.

Веха    Вехи    Вече