Булгаков
Булгаков в Энциклопедическом словаре:
Булгаков - Михаил Афанасьевич (1891-1940) - русский писатель. В романе "Белая гвардия" (1925-27), пьесах "Дни Турбиных" (постановка в 1926), "Бег" (1926-28, постановка в 1957) показал трагические коллизии Гражданской войны и крах "белого движения". Многие произведения писателя при жизни не публиковались. Повесть и рассказы: "Роковые яйца", "Дьяволиада" (обе книги 1925), "Собачье сердце" (1925, опубликована в 1987); "Театральный роман" (незаконченный, 1936-37, опубликован в 1965). В романе "Мастер и Маргарита" (1929-40, опубликован в 1966-67) - идея вечного противостояния нравственного и творческого подвижничества силам зла, воплощенная в двух временных планах; в гротескно изображенной современности (с использованием мифологической образности) и евангельских сценах.
Борис Владимирович (1900-52) -
российский ученый,член-корреспондент АН
СССР (1946).
Труды по гироскопическим приборам,следящим системам, теории нелинейных колебаний.
Михаил Петрович (митрополит Макарий) (1816-82) -
русский историк, академик Петербургской АН (1854).
Труд "История русской церкви" (т. 1-12).
Сергей Николаевич (1871-1944) -
русский философ, экономист, теолог. С 1923 в эмиграции, жил в Париже. От легального марксизма, который Булгаков пытался соединить с неокантианством, перешел к религиозной философии,
затем к православному богословию. Основные сочинения: "Философия хозяйства" (1912), "О богочеловечестве.
Трилогия" (1933-45),"Философия имени" (издано в 1953). Сергей Николаевич (16 июня1871,
Ливны - 13 июля 1944, Париж),
русский философ и православный богослов,
экономист, публицист, общественный деятель. Ранний период Родился в семье потомственного священника. Учился в Орловской духовной семинарии, пережив
кризис веры, покинул ее в 1888 и завершил
образование в Московском университете в 1894 по кафедре политической экономии и статистики. До
начала 1900-х гг. примыкал к течению легального марксизма изанимался исследованиями в области политэкономии, выпустил книги "О рынках при капиталистическом производстве" (1897) и
"Капитализм и
земледелие" (т.1-2, 1900). На рубеже веков отходит от марксистской идеологии, обращается к философии немецкого классического идеализма, а
также к русской мысли,творчеству Достоевского и Вл. Соловьева. Подобная
эволюция была характерна для русской интеллигенции той
поры, и
вскоре Булгаков становится
одним из признанных духовных ее лидеров. Он участвует в сборнике "Проблемы идеализма" (1902), выпускает
сборник своих статей под программным названием "От марксизма к идеализму" (1903),
активно участвует во множестве начинаний развернувшегося религиозно-философского возрождения - в журналах
"Новый путь" и "Вопросы жизни", сборниках "Вопросы религии", "О Владимире Соловьеве", "О религии Льва Толстого",
"Вехи", в работе Религиозно-философского общества памяти Вл. Соловьева и издательства "Путь", где в 1911-17 выходили в
свет важнейшие произведения русской религиозной
мысли. В 1906 был избран депутатом 2-й
Государственной думы(как
беспартийный "христианский социалист"). Важнейшие из лекций и статей этого периода собраны им в сборнике "Два града" (т. 1-2, 1911). В философских разработках 1910-х (монографии
"Философия хозяйства", 1912, иособенно
"Свет Невечерний", 1917)
Булгаков намечает
основы собственного учения, идущего в русле софиологии Соловьева и П. А. Флоренского, однако испытавшего и заметное
влияние позднего Шеллинга.
Годы революции Процесс постепенного возврата к церковно-православному миросозерцанию завершается уже в революционные
годы принятием священства (1918).
Булгаков активно участвует в работе Всероссийского Поместного Собора Православной Церкви (1917-18) и
близко сотрудничает с патриархом Тихоном. На Октябрьский переворот он откликнулся диалогами "На пиру богов", написанными в стиле идухе "Трех разговоров" Соловьева и вошедшими в
коллективный сборник "Изглубины" (1918;
переиздание 1991). В
годы Гражданской войны, находясь вКрыму,
Булгаков интенсивно работает над философскими сочинениями. В "Философии имени" (1920; издано 1953) и "Трагедии философии" (1920-21, издано в немецком переводе 1927) он приходит к выводу, что христианское умозрение
может быть выражено без искажений
исключительно в форме догматического богословия, которое с тех пор и становится
основной сферойего творчества. В эмиграции В 1922 о.
Сергий включен в составленные ГПУ поинициативе В. И. Ленина списки деятелей науки и культуры, подлежащих высылке за
рубеж. 30 декабря 1922 он покидает
Крым и
после недолгогопребывания в Константинополе в мае 1923 занимает
должность профессора церковного
права и богословия на юридическом факультете Русского Научного института в Праге. При его ближайшем участии создается Православный Богословский
институт в Париже (1925). С момента его открытия и до самой кончины о.
Сергий был его бессменным главой, а
также профессором догматического богословия. Под его руководством Сергиевское подворье (комплекс институтских строений с храмом во имя преподобного Сергия Радонежского) выросло в крупнейший
центр православной духовности и богословской науки.
Один из главных отцов-основателей Русского Студенческого Христианского
Движения, Булгаков участвовал в первых его съездах в Пшерове (Чехословакия) и Аржероне (Франция) и
затем продолжал его
курировать. В 1930-х он стал
одним из влиятельных деятелей и идеологовэкуменического
движения, в работу которого включился в 1927 на Всемирной Христианской конференции
"Вера и
церковное устройство" в Лозанне. В 1939 у Булгакова обнаружили рак горла, он перенес
несколько операций, побывал напороге смерти и в значительной степени утратил
способность речи.
Однако допоследних дней жизни в оккупированном Париже продолжал
служить литургию ичитать
лекции (что
стоило ему огромных усилий), а
также работать надновыми сочинениями.
Публицистика Публицистика Булгакова всегда выходила напервый
план в критические моменты жизни России:
революция 1905-07, началоПервой
мировой войны, 1917 год.
Спектр ее
необычайно широк:
религия икультура,
христианство, политика и
социализм, задачи общественности, путьрусской интеллигенции, проблемы церковной жизни, проблемы искусства и др.Булгаков -
один из главных выразителей "веховства" ("Вехи", 1909, ст."Героизм и подвижничество") как идейного
движения, призвавшегоинтеллигенцию к отрезвлению, отходу от утопизма и оголтелогореволюционерства, к духовной работе и конструктивной социальной позиции.Разрабатываемые им идеи социального христианства включают анализхристианского
отношения к экономике и политике (с апологией социализма,постепенно шедшей на убыль), критику марксизма, но
также ибуржуазно-капиталистической идеологии, проекты "партии христианскойполитики", отклики на злобу дня (с позиций христианскоголиберально-консервативного центризма) и т. п.
Тема России решается, вследза Достоевским и Вл. Соловьевым, на путях христианской историософии.Начало Первой
мировой войны отмечено славянофильскими статьями, полнымиверы во всемирное
призвание и
великое будущее державы. Но уже в диалогах"На пиру богов" и др.
судьба России рисуется в тонах апокалиптики итревожной непредсказуемости.Философия и
богословие Учение Булгакова прошло в своем развитии два этапа:
философский (до его изгнания из России) и богословский, но на
всем пути оно оставалось учением о Софии и Богочеловечестве, христианском учением о мире и его истории как воссоединения с Богом. Его
движущий мотив -
оправдание мира, утверждениеценности и осмысленности бытия во всей материально-телесной полноте.Полемизируя с немецким идеализмом,
Булгаков отвергает
тезис, согласнокоторому
разум и
мышление -высшее
начало, имеющее исключительную прерогативу
связи с Богом.
Оправдание мира включает у
Булгакова оправданиематерии, и тип
своего философского мировоззрения он
иногда определялвзятым у Соловьева выражением
"религиозный материализм". Используя, как и отцы Церкви, идеи античной философии,
Булгаков вносит в них христианские коррективы.
Материя - это не
только "меон", не оформленный универсальный субстрат чувственных вещей, она
также "земля" и
"мать", соучаствующая поволе Бога в бытии
мира как творческом процессе, продолжающем актсотворения.
Венец и
цель этого творчества -
земное рождение БогочеловекаХриста, в котором
материя выступает как Богоземля и Богоматерь, а мирвосходит к соединению с Богом.
Связь Бога и
мира определяется концепцией Софии Премудрости Божией.Софиология Софилогическая
система догматическогобогословия развита Булгаковым
главным образом в
"большой трилогии": "АгнецБожий" (1933),
"Утешитель" (1936),
"Невеста Агнца" (1945).
Здесь Софиясближается с "усией", сущностью Св. Троицы. Это
сближение, как и егоследствия, вызвало возражения и полемику; в 1935
учение Булгакова былоосуждено в указах Московской Патриархии, а
также зарубежного АрхиерейскогоСобора в Карловцах. В. Н.
Лосский, давший
критический анализ учения,находит, что
суть его -
"поглощение личности софийно-природным процессом,уничтожающим свободу" ("Спор о Софии",
Париж, 1936).
Булгаков отвечал оппонентам,
однако "спор о Софии" так и не получил окончательного решения.Критика софианских идей не затрагивает,
однако, многих важных тем иразделов системы
Булгакова, его анализа религиозных аспектов истории,материальной деятельности человека, феноменов
пола, творчества, искусства.Сочинения: Св.
Петр и
Иоанн. 1926.Друг Жениха,
Купина Неопалимая.1927.Лествица Иаковля. 1929.Соч. 1933. Т. 1-2.О Софии Премудрости Божией.Указ Московской Патриархии и докладные
записки проф. прот. СергияБулгакова митрополиту Евлогию. 1935.Автобиографические
заметки. 1948,1990. Православие. 1965, 1991. Христианство и
еврейский вопрос.1991.Литература:Соболев
Серафим (архиепископ).
Новое учение о СофииПремудрости Божией.
София, 1935. Памяти о. Сергия
Булгакова. 1945.Зандер Л.Бог и мир. 1948. Т. 1-2.Осоргина Т.
Библиография трудов о. СергияБулгакова. 1987.Монахиня
Елена. Профессор протоиерей Сергий Булгаков //Богословские
труды. 1986. Т. 27.Naumov K. Bibliographie des oeuvres de p.Serge Boulgakov. Рaris, 1984.С. С. Хоружий Федор Ильич (1852-1908) -
российский журналист и историк искусства. "Художественная
энциклопедия" (т. 1-2, 1886-87), сборник биографий
"Наши художники" (т. 1-2, 1889-90).
Яков
Иванович (1743-1809) -
российский дипломат, писатель, переводчик;
почетный член Петербургской АН (1795). В 1781-89 чрезвычайный посланник и
полномочный министр в Константинополе. Добился признания Турцией присоединения к России Крыма, Тамани и земель по р.
Кубань. С 1790 посланник в Варшаве.
Определение слова «Булгаков» по БСЭ:
Булгаков - Александр Александрович [р. 6(19).3.1907, Харьков], советский государственный и партийный деятель. Член КПСС с 1937. Родился в семье рабочего. В 1939 окончил Харьковский вечерний электротехнический институт, в 1939-42 работал инженером на заводах. С 1942 на партийной, советской и профсоюзной работе; в 1950-53 секретарь Харьковского горкома КП Украины, в 1953 - январе 1954 председатель Харьковского горисполкома, в 1954-59 второй секретарь Харьковского обкома КП Украины, в 1959-64 секретарь ВЦСПС. С 1964 председатель Государственного комитета по профессионально-техническому образованию Совета Министров СССР. На 22-м (1961) и 23-м (1966) съездах КПСС избран кандидатом в члены ЦК КПСС. Депутат Верховного Совета СССР 6-8-го созывов. Награжден 2 орденами Ленина.
Булгаков - Борис Владимирович [24.6(7.7).1900,
Москва, - 29.4.1952, там же], советский
учёный в области
механики, член-корреспондент АН СССР (1946). В 1928 окончил 1-й Московский
университет. С 1930 преподавал в МГУ и с 1939 в Московском высшем техническом
училище (с 1939
профессор). С 1941 работал в институте механики АН СССР. Основные
работы по прикладной теории гироскопов, теорий нелинейных
колебаний, следящим системам и гироскопическим приборам.
Соч.: Прикладная
теория гироскопов, 2 изд., М. - Л., 1955;
Колебания, М., 1954.
Булгаков -
Михаил Афанасьевич [3(15).5.1891, Киев, - 10.3.1940, Москва],
русский советский
писатель. Родился в семье преподавателя Киевской
духовной академии. Окончил
медицинский факультет Киевского университета (1916), был земским врачом в Смоленской
губернии. В 1919 начал профессионально
заниматься литературой. В 1922-26 сотрудничал в газете
«Гудок».
Первый сборник сатирических
рассказов Б. «Дьяволиада» (1925) вызвал
споры в
печати. Публикация
романа «Белая гвардия» (1925-27) осталась
незаконченной. По мотивам этого романа написана
пьеса «Дни Турбиных»
(постановка МХАТ, 1926). В этих произведениях, как и в пьесе «Бег» (1926-28, поставлен 1957), запечатлен
перелом в настроениях старой русской
интеллигенции, развенчана идея «белого»
движения, показана
бесплодность пути в эмиграцию. В комедиях
«Зойкина квартира»
(постановка Театра им. Евгения Вахтангова, 1926) и «Багровый остров» (постановка Камерного театра, 1928) Б. высмеивает быт и
нравы нэпманской среды, пародирует обычаи замкнутого театрального мирка.
Литературная
критика конца 20-х гг.
резко отрицательно оценивала
творчество Б.; его
произведения не печатались, пьесы были сняты со сцены. С
начала 30-х гг. Б. работал режиссёром-ассистентом МХАТ, инсценировал «Мёртвые души» Н. В. Гоголя (1932). В исторических драмах
«Кабала святош» («Мольер», 1930-36, постановка 1943) и «Последние дни» («Пушкин», 1934-35, постановка 1943), в биографической
повести «Жизнь господина де Мольера» (1932-33, опубликована 1962) Б. показывает
несовместимость подлинного искусства с деспотизмом
монархии. Незаконченный
«Театральный роман» («Записки покойника», 1936-37, опубликован 1965) соединяет в себе
черты лирической исповеди и
сатиры. С начала 30-х гг. и до конца жизни Б. работал над романом «Мастер и Маргарита» (опубликован 1966-67).
Совмещая три
плана действия: историко-легендарный (древняя
Иудея), современно-бытовой (Москва 30-х гг.) и мистико-фантастический, он создал своеобразную форму философского романа, где поставлены
«вечные» проблемы
добра и зла, ложной и
истинной нравственности. Б. -
драматург и
повествователь - владел отточенным мастерством реалистической техники, сатиры, гибкой,
живой речи и стремительного сюжета.
Соч.: Избр.
проза. [Вступ. ст. В. Лакшина], М., 1966; Драмы и комедии. [Вступ. ст. В. Каверина], М., 1965;
Мастер и
Маргарита, «Москва», 1966, № 11; 1967, № 1;
Автобиография, в кн.: Советские писатели. Автобиографии, т. 3, М., 1966.
Лит.:
Смирнова В., Михаил Булгаков-драматург, в её кн.: Современный
портрет, М., 1964;
Лурье Я. и Серман И., От «Белой гвардии» к «Дням Турбиных», «Русская литература», 1965, №2;
Ермолинский С., О Михаиле Булгакове.
Глава из книги воспоминаний,
«Театр», 1966, № 9;
Лакшин В.,
Роман М.
Булгакова «Мастер и Маргарита», «Новый мир», 1968, №6; Скорино Л., Лица без карнавальных масок, «Вопросы литературы», 1968, № 6;
Виноградов И.,
Завещание мастера, там же; Скорино Л.,
Ответ оппоненту, там же;
Палиевский П., Последняя
книга М. Булгакова,
«Наш современник», 1969, № 3.
В. Я. Лакшин.
М. А. Булгаков.
Булгаков - Сергей
Николаевич (16.6.1871,
Ливны, - 13.7.1944,
Париж), русский
буржуазный экономист, философ и
теолог. Профессор политэкономии в Киеве (1901-06) и Москве (1906-18). В 1918 принял
священство. С 1923 в эмиграции. С 1925 профессор русского Богословского института в Париже.
Б. начал с «легального марксизма» («О рынках при капиталистическом производстве», 1897; «Капитализм и земледелие», т. 1-2, 1900),
ошибочно утверждал
неприменимость марксовой теории
капитализации к мелкому сельскохозяйственному производству России. Пытался
соединить марксизм с критической гносеологией И. Канта;
позже перешёл к
религиозной философии и
христианству (сборник «От марксизма к идеализму», 1903).
С этих позиций, сочетавших в себе христианское
учение с философскими построениями Ф. Шеллинга
(натурфилософия и «философия тождества») и Владимира
Соловьева (система всеединства и учение о богочеловечестве), Б. выступал
против марксизма, а
также позитивизма и атеизма (сборник «Вехи», 1909, «Два града», т. 1-2, 1911).
Социально-политические проблемы Б. пытался
разрешить с помощью религиозной
метафизики («Философия хозяйства», 1912). Своё
завершение концепция Б. получила в книге «Свет Невечерний»,
в которой религиозная философия, имеющая, по
мысли Б., «своей
единственной и
универсальной проблемой - бога и
только бога» (указанное
сочинение, М., 1917, с.76), предстаёт уже как
богословие. Основные идеи Б. - система всеединства и учение о св. Софии, воплощением которой Б. считал
богоматерь. По Б., мир есть
обнаружение или
воплощение бога и
поэтому необходима
христианизация земной жизни. Марксисты подвергли резкой критике
экономические и
философские взгляды Б. и его политическую позицию (см. В. И.
Ленин, Аграрный
вопрос и «критики Маркса», Полное
собрание сочинений, 5
издание, т. 5, О «Вехах», там же, т. 19).
Соч.: О богочеловечестве, ч. 1-3, Париж -
Таллин, 1933-45.
Лит.:
Плеханов Г. В., О так называемых религиозных исканиях в России, Избр. философские произведения, г. 3, М., 1957;
Зеньковскии В. В.,
История русской философии, т. 2, М., 1956, гл. 6; История философии, т. 5, М., 1961; История русской экономической мысли, т. 3, ч. 1, М., 1966, гл. 6, 7, 10.
Булга
Булгаков
Булгаков Сергей Николаевич (1871-1944)