Булгаков

Булгаков в Энциклопедическом словаре:
Булгаков - Михаил Афанасьевич (1891-1940) - русский писатель. В романе "Белая гвардия" (1925-27), пьесах "Дни Турбиных" (постановка в 1926), "Бег" (1926-28, постановка в 1957) показал трагические коллизии Гражданской войны и крах "белого движения". Многие произведения писателя при жизни не публиковались. Повесть и рассказы: "Роковые яйца", "Дьяволиада" (обе книги 1925), "Собачье сердце" (1925, опубликована в 1987); "Театральный роман" (незаконченный, 1936-37, опубликован в 1965). В романе "Мастер и Маргарита" (1929-40, опубликован в 1966-67) - идея вечного противостояния нравственного и творческого подвижничества силам зла, воплощенная в двух временных планах; в гротескно изображенной современности (с использованием мифологической образности) и евангельских сценах.

Булгаков


Борис Владимирович (1900-52) - российский ученый,член-корреспондент АН СССР (1946). Труды по гироскопическим приборам,следящим системам, теории нелинейных колебаний.
Михаил Петрович (митрополит Макарий) (1816-82) - русский историк, академик Петербургской АН (1854). Труд "История русской церкви" (т. 1-12).
Сергей Николаевич (1871-1944) - русский философ, экономист, теолог. С 1923 в эмиграции, жил в Париже. От легального марксизма, который Булгаков пытался соединить с неокантианством, перешел к религиозной философии, затем к православному богословию. Основные сочинения: "Философия хозяйства" (1912), "О богочеловечестве. Трилогия" (1933-45),"Философия имени" (издано в 1953). Сергей Николаевич (16 июня1871, Ливны - 13 июля 1944, Париж), русский философ и православный богослов, экономист, публицист, общественный деятель. Ранний период Родился в семье потомственного священника. Учился в Орловской духовной семинарии, пережив кризис веры, покинул ее в 1888 и завершил образование в Московском университете в 1894 по кафедре политической экономии и статистики. До начала 1900-х гг. примыкал к течению легального марксизма изанимался исследованиями в области политэкономии, выпустил книги "О рынках при капиталистическом производстве" (1897) и "Капитализм и земледелие" (т.1-2, 1900). На рубеже веков отходит от марксистской идеологии, обращается к философии немецкого классического идеализма, а также к русской мысли,творчеству Достоевского и Вл. Соловьева. Подобная эволюция была характерна для русской интеллигенции той поры, и вскоре Булгаков становится одним из признанных духовных ее лидеров. Он участвует в сборнике "Проблемы идеализма" (1902), выпускает сборник своих статей под программным названием "От марксизма к идеализму" (1903), активно участвует во множестве начинаний развернувшегося религиозно-философского возрождения - в журналах "Новый путь" и "Вопросы жизни", сборниках "Вопросы религии", "О Владимире Соловьеве", "О религии Льва Толстого", "Вехи", в работе Религиозно-философского общества памяти Вл. Соловьева и издательства "Путь", где в 1911-17 выходили в свет важнейшие произведения русской религиозной мысли. В 1906 был избран депутатом 2-й Государственной думы(как беспартийный "христианский социалист"). Важнейшие из лекций и статей этого периода собраны им в сборнике "Два града" (т. 1-2, 1911). В философских разработках 1910-х (монографии "Философия хозяйства", 1912, иособенно "Свет Невечерний", 1917) Булгаков намечает основы собственного учения, идущего в русле софиологии Соловьева и П. А. Флоренского, однако испытавшего и заметное влияние позднего Шеллинга. Годы революции Процесс постепенного возврата к церковно-православному миросозерцанию завершается уже в революционные годы принятием священства (1918). Булгаков активно участвует в работе Всероссийского Поместного Собора Православной Церкви (1917-18) и близко сотрудничает с патриархом Тихоном. На Октябрьский переворот он откликнулся диалогами "На пиру богов", написанными в стиле идухе "Трех разговоров" Соловьева и вошедшими в коллективный сборник "Изглубины" (1918; переиздание 1991). В годы Гражданской войны, находясь вКрыму, Булгаков интенсивно работает над философскими сочинениями. В "Философии имени" (1920; издано 1953) и "Трагедии философии" (1920-21, издано в немецком переводе 1927) он приходит к выводу, что христианское умозрение может быть выражено без искажений исключительно в форме догматического богословия, которое с тех пор и становится основной сферойего творчества. В эмиграции В 1922 о. Сергий включен в составленные ГПУ поинициативе В. И. Ленина списки деятелей науки и культуры, подлежащих высылке за рубеж. 30 декабря 1922 он покидает Крым и после недолгогопребывания в Константинополе в мае 1923 занимает должность профессора церковного права и богословия на юридическом факультете Русского Научного института в Праге. При его ближайшем участии создается Православный Богословский институт в Париже (1925). С момента его открытия и до самой кончины о. Сергий был его бессменным главой, а также профессором догматического богословия. Под его руководством Сергиевское подворье (комплекс институтских строений с храмом во имя преподобного Сергия Радонежского) выросло в крупнейший центр православной духовности и богословской науки. Один из главных отцов-основателей Русского Студенческого Христианского Движения, Булгаков участвовал в первых его съездах в Пшерове (Чехословакия) и Аржероне (Франция) и затем продолжал его курировать. В 1930-х он стал одним из влиятельных деятелей и идеологовэкуменического движения, в работу которого включился в 1927 на Всемирной Христианской конференции "Вера и церковное устройство" в Лозанне. В 1939 у Булгакова обнаружили рак горла, он перенес несколько операций, побывал напороге смерти и в значительной степени утратил способность речи. Однако допоследних дней жизни в оккупированном Париже продолжал служить литургию ичитать лекции (что стоило ему огромных усилий), а также работать надновыми сочинениями. Публицистика Публицистика Булгакова всегда выходила напервый план в критические моменты жизни России: революция 1905-07, началоПервой мировой войны, 1917 год. Спектр ее необычайно широк: религия икультура, христианство, политика и социализм, задачи общественности, путьрусской интеллигенции, проблемы церковной жизни, проблемы искусства и др.Булгаков - один из главных выразителей "веховства" ("Вехи", 1909, ст."Героизм и подвижничество") как идейного движения, призвавшегоинтеллигенцию к отрезвлению, отходу от утопизма и оголтелогореволюционерства, к духовной работе и конструктивной социальной позиции.Разрабатываемые им идеи социального христианства включают анализхристианского отношения к экономике и политике (с апологией социализма,постепенно шедшей на убыль), критику марксизма, но также ибуржуазно-капиталистической идеологии, проекты "партии христианскойполитики", отклики на злобу дня (с позиций христианскоголиберально-консервативного центризма) и т. п. Тема России решается, вследза Достоевским и Вл. Соловьевым, на путях христианской историософии.Начало Первой мировой войны отмечено славянофильскими статьями, полнымиверы во всемирное призвание и великое будущее державы. Но уже в диалогах"На пиру богов" и др. судьба России рисуется в тонах апокалиптики итревожной непредсказуемости.Философия и богословие Учение Булгакова прошло в своем развитии два этапа: философский (до его изгнания из России) и богословский, но на всем пути оно оставалось учением о Софии и Богочеловечестве, христианском учением о мире и его истории как воссоединения с Богом. Его движущий мотив - оправдание мира, утверждениеценности и осмысленности бытия во всей материально-телесной полноте.Полемизируя с немецким идеализмом, Булгаков отвергает тезис, согласнокоторому разум и мышление -высшее начало, имеющее исключительную прерогативу связи с Богом. Оправдание мира включает у Булгакова оправданиематерии, и тип своего философского мировоззрения он иногда определялвзятым у Соловьева выражением "религиозный материализм". Используя, как и отцы Церкви, идеи античной философии, Булгаков вносит в них христианские коррективы. Материя - это не только "меон", не оформленный универсальный субстрат чувственных вещей, она также "земля" и "мать", соучаствующая поволе Бога в бытии мира как творческом процессе, продолжающем актсотворения. Венец и цель этого творчества - земное рождение БогочеловекаХриста, в котором материя выступает как Богоземля и Богоматерь, а мирвосходит к соединению с Богом. Связь Бога и мира определяется концепцией Софии Премудрости Божией.Софиология Софилогическая система догматическогобогословия развита Булгаковым главным образом в "большой трилогии": "АгнецБожий" (1933), "Утешитель" (1936), "Невеста Агнца" (1945). Здесь Софиясближается с "усией", сущностью Св. Троицы. Это сближение, как и егоследствия, вызвало возражения и полемику; в 1935 учение Булгакова былоосуждено в указах Московской Патриархии, а также зарубежного АрхиерейскогоСобора в Карловцах. В. Н. Лосский, давший критический анализ учения,находит, что суть его - "поглощение личности софийно-природным процессом,уничтожающим свободу" ("Спор о Софии", Париж, 1936). Булгаков отвечал оппонентам, однако "спор о Софии" так и не получил окончательного решения.Критика софианских идей не затрагивает, однако, многих важных тем иразделов системы Булгакова, его анализа религиозных аспектов истории,материальной деятельности человека, феноменов пола, творчества, искусства.Сочинения: Св. Петр и Иоанн. 1926.Друг Жениха, Купина Неопалимая.1927.Лествица Иаковля. 1929.Соч. 1933. Т. 1-2.О Софии Премудрости Божией.Указ Московской Патриархии и докладные записки проф. прот. СергияБулгакова митрополиту Евлогию. 1935.Автобиографические заметки. 1948,1990. Православие. 1965, 1991. Христианство и еврейский вопрос.1991.Литература:Соболев Серафим (архиепископ). Новое учение о СофииПремудрости Божией. София, 1935. Памяти о. Сергия Булгакова. 1945.Зандер Л.Бог и мир. 1948. Т. 1-2.Осоргина Т. Библиография трудов о. СергияБулгакова. 1987.Монахиня Елена. Профессор протоиерей Сергий Булгаков //Богословские труды. 1986. Т. 27.Naumov K. Bibliographie des oeuvres de p.Serge Boulgakov. Рaris, 1984.С. С. Хоружий Федор Ильич (1852-1908) - российский журналист и историк искусства. "Художественная энциклопедия" (т. 1-2, 1886-87), сборник биографий "Наши художники" (т. 1-2, 1889-90).
Яков Иванович (1743-1809) - российский дипломат, писатель, переводчик; почетный член Петербургской АН (1795). В 1781-89 чрезвычайный посланник и полномочный министр в Константинополе. Добился признания Турцией присоединения к России Крыма, Тамани и земель по р. Кубань. С 1790 посланник в Варшаве.

Определение слова «Булгаков» по БСЭ:
Булгаков - Александр Александрович [р. 6(19).3.1907, Харьков], советский государственный и партийный деятель. Член КПСС с 1937. Родился в семье рабочего. В 1939 окончил Харьковский вечерний электротехнический институт, в 1939-42 работал инженером на заводах. С 1942 на партийной, советской и профсоюзной работе; в 1950-53 секретарь Харьковского горкома КП Украины, в 1953 - январе 1954 председатель Харьковского горисполкома, в 1954-59 второй секретарь Харьковского обкома КП Украины, в 1959-64 секретарь ВЦСПС. С 1964 председатель Государственного комитета по профессионально-техническому образованию Совета Министров СССР. На 22-м (1961) и 23-м (1966) съездах КПСС избран кандидатом в члены ЦК КПСС. Депутат Верховного Совета СССР 6-8-го созывов. Награжден 2 орденами Ленина.


Булгаков - Борис Владимирович [24.6(7.7).1900, Москва, - 29.4.1952, там же], советский учёный в области механики, член-корреспондент АН СССР (1946). В 1928 окончил 1-й Московский университет. С 1930 преподавал в МГУ и с 1939 в Московском высшем техническом училище (с 1939 профессор). С 1941 работал в институте механики АН СССР. Основные работы по прикладной теории гироскопов, теорий нелинейных колебаний, следящим системам и гироскопическим приборам.
Соч.: Прикладная теория гироскопов, 2 изд., М. - Л., 1955; Колебания, М., 1954.
Булгаков - Михаил Афанасьевич [3(15).5.1891, Киев, - 10.3.1940, Москва], русский советский писатель. Родился в семье преподавателя Киевской духовной академии. Окончил медицинский факультет Киевского университета (1916), был земским врачом в Смоленской губернии. В 1919 начал профессионально заниматься литературой. В 1922-26 сотрудничал в газете
«Гудок». Первый сборник сатирических рассказов Б. «Дьяволиада» (1925) вызвал споры в печати. Публикация романа «Белая гвардия» (1925-27) осталась незаконченной. По мотивам этого романа написана пьеса «Дни Турбиных»
(постановка МХАТ, 1926). В этих произведениях, как и в пьесе «Бег» (1926-28, поставлен 1957), запечатлен перелом в настроениях старой русской интеллигенции, развенчана идея «белого» движения, показана бесплодность пути в эмиграцию. В комедиях
«Зойкина квартира» (постановка Театра им. Евгения Вахтангова, 1926) и «Багровый остров» (постановка Камерного театра, 1928) Б. высмеивает быт и нравы нэпманской среды, пародирует обычаи замкнутого театрального мирка.
Литературная критика конца 20-х гг. резко отрицательно оценивала творчество Б.; его произведения не печатались, пьесы были сняты со сцены. С начала 30-х гг. Б. работал режиссёром-ассистентом МХАТ, инсценировал «Мёртвые души» Н. В. Гоголя (1932). В исторических драмах
«Кабала святош» («Мольер», 1930-36, постановка 1943) и «Последние дни» («Пушкин», 1934-35, постановка 1943), в биографической повести «Жизнь господина де Мольера» (1932-33, опубликована 1962) Б. показывает несовместимость подлинного искусства с деспотизмом монархии. Незаконченный
«Театральный роман» («Записки покойника», 1936-37, опубликован 1965) соединяет в себе черты лирической исповеди и сатиры. С начала 30-х гг. и до конца жизни Б. работал над романом «Мастер и Маргарита» (опубликован 1966-67). Совмещая три плана действия: историко-легендарный (древняя Иудея), современно-бытовой (Москва 30-х гг.) и мистико-фантастический, он создал своеобразную форму философского романа, где поставлены
«вечные» проблемы добра и зла, ложной и истинной нравственности. Б. - драматург и повествователь - владел отточенным мастерством реалистической техники, сатиры, гибкой, живой речи и стремительного сюжета.
Соч.: Избр. проза. [Вступ. ст. В. Лакшина], М., 1966; Драмы и комедии. [Вступ. ст. В. Каверина], М., 1965; Мастер и Маргарита, «Москва», 1966, № 11; 1967, № 1; Автобиография, в кн.: Советские писатели. Автобиографии, т. 3, М., 1966.
Лит.: Смирнова В., Михаил Булгаков-драматург, в её кн.: Современный портрет, М., 1964; Лурье Я. и Серман И., От «Белой гвардии» к «Дням Турбиных», «Русская литература», 1965, №2; Ермолинский С., О Михаиле Булгакове. Глава из книги воспоминаний,
«Театр», 1966, № 9; Лакшин В., Роман М. Булгакова «Мастер и Маргарита», «Новый мир», 1968, №6; Скорино Л., Лица без карнавальных масок, «Вопросы литературы», 1968, № 6; Виноградов И., Завещание мастера, там же; Скорино Л., Ответ оппоненту, там же; Палиевский П., Последняя книга М. Булгакова,
«Наш современник», 1969, № 3.
В. Я. Лакшин.
М. А. Булгаков.
Булгаков - Сергей Николаевич (16.6.1871, Ливны, - 13.7.1944, Париж), русский буржуазный экономист, философ и теолог. Профессор политэкономии в Киеве (1901-06) и Москве (1906-18). В 1918 принял священство. С 1923 в эмиграции. С 1925 профессор русского Богословского института в Париже.
Б. начал с «легального марксизма» («О рынках при капиталистическом производстве», 1897; «Капитализм и земледелие», т. 1-2, 1900), ошибочно утверждал неприменимость марксовой теории капитализации к мелкому сельскохозяйственному производству России. Пытался соединить марксизм с критической гносеологией И. Канта; позже перешёл к религиозной философии и христианству (сборник «От марксизма к идеализму», 1903).
С этих позиций, сочетавших в себе христианское учение с философскими построениями Ф. Шеллинга (натурфилософия и «философия тождества») и Владимира Соловьева (система всеединства и учение о богочеловечестве), Б. выступал против марксизма, а также позитивизма и атеизма (сборник «Вехи», 1909, «Два града», т. 1-2, 1911).
Социально-политические проблемы Б. пытался разрешить с помощью религиозной метафизики («Философия хозяйства», 1912). Своё завершение концепция Б. получила в книге «Свет Невечерний»,
в которой религиозная философия, имеющая, по мысли Б., «своей единственной и универсальной проблемой - бога и только бога» (указанное сочинение, М., 1917, с.76), предстаёт уже как богословие. Основные идеи Б. - система всеединства и учение о св. Софии, воплощением которой Б. считал богоматерь. По Б., мир есть обнаружение или воплощение бога и поэтому необходима христианизация земной жизни. Марксисты подвергли резкой критике экономические и философские взгляды Б. и его политическую позицию (см. В. И. Ленин, Аграрный вопрос и «критики Маркса», Полное собрание сочинений, 5 издание, т. 5, О «Вехах», там же, т. 19).
Соч.: О богочеловечестве, ч. 1-3, Париж - Таллин, 1933-45.
Лит.: Плеханов Г. В., О так называемых религиозных исканиях в России, Избр. философские произведения, г. 3, М., 1957; Зеньковскии В. В., История русской философии, т. 2, М., 1956, гл. 6; История философии, т. 5, М., 1961; История русской экономической мысли, т. 3, ч. 1, М., 1966, гл. 6, 7, 10.

Булга    Булгаков    Булгаков Сергей Николаевич (1871-1944)