Диверсификация

Значение слова Диверсификация по Ефремовой:
Диверсификация - 1. Расширение сферы деятельности в производстве продукции за счет увеличения ее ассортимента (в экономике).
2. Отказ от узкой специализации в производстве каких-л. товаров (обычно об экономической деятельности стран, регионов или производственных объединений монополистического характера).

Диверсификация в Энциклопедическом словаре:
Диверсификация - (от средневекового лат. diversificatio - изменение -разнообразие), 1) проникновение фирм в отрасли, не имеющие прямойпроизводственной связи или функциональной зависимости от основной отраслиих деятельности. Диверсификация связана с процессом концентрациипроизводства на межотраслевом уровне и структурной перестройкой хозяйства,наибольшее развитие получила после 2-й мировой войны. 2) В широком смысле- распространение хозяйственной деятельности на новые сферы (расширениеноменклатуры продукции, видов предоставляемых услуг и т. п.).

Значение слова Диверсификация по Бизнес словарю:
Диверсификация - от лат. diversus - разный и facere- -делать, англ. diversification

А. Д. производства, включающая: расширение ассортимента, освоение новых видов производства и продукции, производимой фирмой для повышения эффективности производства, увеличения прибыли, предотвращения банкротства.

Б.Инвестирование денежных средств в разные виды активов: ценные бумаги и материальные активы с целью минимизации рисков.

Значение слова Диверсификация по Финансовому словарю:
Диверсификация - увеличение числа производств и номенклатуры товаров (услуг), производимых отдельными предприятиями в новых для них сферах.

Определение слова «Диверсификация» по БСЭ:
Диверсификация (позднелат. diversificatio - изменение, разнообразие, от лат. diversus - разный и facio - делаю)
одна из форм концентрации капитала. Диверсифицируя своё производство, фирмы проникают в новые для себя отрасли и сферы, расширяют ассортимент товаров и постепенно превращаются в многоотраслевые комплексы. В основе Д. - стремление капиталистических фирм устоять в условиях неравномерного развития экономики: быстрого роста одних отраслей, упадка или стагнации (застоя) других. Наибольшее развитие процесс Д. получил начиная с середины 50-х гг. 20 в. Д. развивается в промышленности, на транспорте, в строительстве, финансовой сфере США, стран Западной Европы, Японии.
Характер Д. определяется социально-экономическими особенностями данной страны. Вместе с тем на её развитие влияют и некоторые общие факторы (относящиеся ко всем странам): научно-техническая революция, борьба за высокие прибыли, необходимость изыскивать сферы для приложения своих накоплений, милитаризация экономики, конкурентная борьба, боязнь отстать от технического прогресса. В результате Д. фирмы, и в особенности монополии, приобретают многоотраслевой характер, они проникают прежде всего в новые, наиболее прибыльные отрасли, развивающиеся высокими темпами - электронику, химию. Компаниям выгодно идти по пути развития комбинированного производства - производить различные товары из одного и того же исходного сырья, что снижает расходы этих компаний, в частности и на исследования, которые часто приводят к изобретениям, далёким от специализации фирм.
Перелив капиталов из менее доходных отраслей в более рентабельные происходит через Д., минуя традиционный рынок капитала. Функция учредительства постепенно переходит к фирмам, которые, диверсифицируя своё производство, пытаются застраховать себя от возможных неудач и банкротств, хотя начинания фирм часто кончаются неудачей. Процесс Д. ускоряется поглощениями отдельных, ранее независимых компаний; число таких поглощений в США в 1968 (2268) в 8 раз превысило среднее число их за 1950-54. Большинство из них носило конгломератный характер. Концерны США проникают в сферу услуг, в строительство, торговлю земельными участками, в издательское дело, участвуют в разработке системы обучения, купле-продаже информации, сдают оборудование в аренду. Рассчитывая получить государственные заказы, они берутся за проектирование работ по сносу трущоб, планировке городов, за очистку воздуха и воды населённых мест и др. Под влиянием Д. структура фирм меняется: из специализированных они превращаются в многоотраслевые комплексы. Так, стальные фирмы производят, помимо стали, другие металлы и материалы, прежние производители жестяных банок изготовляют тару из разнообразных материалов. Некоторые фирмы ставят своей задачей внедрять новую технику, заниматься изобретательством и использовать изобретения.
В результате поглощения большого числа компаний в США образовались крупные фирмы - конгломераты, состоящие из предприятий, не имеющих между собой никаких функциональных связей. Возникновение их связано с различного рода спекуляциями, аферами и махинациями, в которых участвовали многие банки и взаимные фонды. Кризис, разразившийся в 1969, сказался на конгломератах, вынудив их распродать часть своих активов.
Н. И. Многолет.

Диверсионный    Диверсификация    Диверсификация Банковская