Лютня

Значение слова Лютня по Ефремовой:
Лютня - Старинный струнный щипковый музыкальный инструмент с короткой шейкой и овальным корпусом.

Значение слова Лютня по Ожегову:
Лютня - Старинный струнный щипковый музыкальный инструмент

Лютня в Энциклопедическом словаре:
Лютня - (польск. lutnia - первоисточник: араб. аль-уд - дерево), 1) струнныйщипковый музыкальный инструмент ближневосточного происхождения (см. Уд),распространенный у разных народов Вост. и Юж. Европы (кобза и др.), Африкии Азии. В Зап. Европе появился в позднем средневековье. 2) Общее названиегруппы струнных инструментов, имеющих как обязательные резонансный корпуси струноноситель.

Значение слова Лютня по словарю Символизма:
Лютня - В Китае символизирует гармонию между правителями и министрами; дружбу; оргазмическое блаженство. Один из четырех символов учености наряду с литературой, живописью и шахматами. В христианстве символизм Орфея и его лютни использовался в первые века после Р, Х. для изображения последователей Христа и Евангелия. Человеческие страстные желания символизируются дикими зверями, которых укрощает Добрый Пастырь - Христос. В Древней Греции Орфей как Добрый Пастырь был посредником между Богом и человеком, а его лютня символизировала гармонию и примирение природных сил; очарованные дикие звери означали самопознание и мастерское разрешение конфликта.

Значение слова Лютня по словарю Ушакова:
ЛЮТНЯ
лютни, р. мн. лютней, ж. (польск. lutnia, от араб., букв. дерево) (муз. истор.). Старинный струнный щипковый инструмент. Серенада под аккомпанемент лютни.

Значение слова Лютня по словарю Даля:
Лютня
ж. малоупотреб. музыкальное орудие, род бандуры, гитары. Лютнист м. -стка ж. играющий на лютне.

Значение слова Лютня по словарю Брокгауза и Ефрона:
Лютня (liuto — ит., luth — фр., Laute — нем.) — весьма распространенный в старину, теперь забытый струнный инструмент персидского происхождения, бывший в употреблении у арабов и перешедший в Европу через Испанию. Инструмент этот имел приблизительно вид современной мандолины, но гораздо больших размеров. Первоначально на нем было от 4 до 5 струн, позднее 24 струны, из которых 14 шли по грифу, а 10 натягивались сбоку грифа. Строй первых струн менялся вследствие укорачивания их пальцами, строй вторых не менялся во время игры. Л. были различных величин. Басовая Л., саженной величины, называлась теорбой. Музыка для Л. нотировалась буквами на 6 линейках. Длительность каждого звука, изображавшегося буквой, обозначалась нотой, поставленной против этой буквы над шестой линейкой. На Л. играли миннезингеры. Знаменитые виртуозы на Л. — Конрад Пауман (XV ст.), Ганс Герле, Мельхиор Нейзидлер в Нюрнберге (XVI ст.). Школы игры на Л. появились в начале XVI столетия в Венеции и в XVIII столетии в Нюрнберге. Литература Л. в свое время разрослась до громадных размеров, так как этот инструмент играл такую же роль, как в настоящее время фортепиано. Для Л. перекладывалось все, что появлялось в области музыкальной литературы. Малороссийские бандура и торбан имеют сходство с Л. Н. С.

Определение слова «Лютня» по БСЭ:
Лютня (польск. lutnia; первоисточник: арабское аль’уд, буквально - дерево)
струнный щипковый музыкальный инструмент. Имеет выпуклый овальный корпус, короткую широкую шейку с отогнутой назад головкой, 6-16 струн (иногда число струн доходило до 24). Верхняя дека плоская с большим резонаторным отверстием. В основе настройки струн - различные последовательности интервалов кварты и терции (в зависимости от исполняемого произведения). Л. ведёт своё происхождение от арабо-иранского уда (сведения о нём восходят к 3-7 векам, занесённого в конце средних веков в Испанию и Сицилию. Отсюда под названием Л., с некоторыми изменениями в конструкции, инструмент распространяется в странах Западной, а затем и Восточной Европы. Наивысшего расцвета искусство игры на Л. достигло в 16-17 веках. Ко 2-й половине 18 века Л. была вытеснена гитарой.

Лютнист    Лютня    Люто