Оккам

Оккам в Энциклопедическом словаре:
Оккам - (Ockham - Occam) Уильям (ок. 1285-1349), английский философ-схоласт,логик и церковно-политический писатель, главный представитель номинализма14 в., францисканец. Согласно принципу ''бритвы Оккама'', понятия,несводимые к интуитивному и опытному знанию, должны удаляться из науки. С1328 жил в Мюнхене, выступал как идеолог императорской власти противпритязаний папы на светскую власть.

Значение слова Оккам по словарю Брокгауза и Ефрона:
Оккам (Вильгельм из О. — местечка в английском графстве Сэрре) — схоластик XIV века, главный представитель номинализма; слушал в Оксфорде Дунса Скота, потом преподавал теологию и философию в Париже. Выступил противником папской власти, признавая папу подчиненным в мирских делах — государям, а в духовных — всей церкви, и отрицая светскую власть папы. Призванный, за публичное распространение этих мнений, к папскому суду в Авиньон (в 1322г.), он был заключен под стражу, но в 1328 г. бежал в Германию, под покровительство императора Людвига Баварского. Умер около 1350 г., по одним известиям в Мюнхене, по другим — в Неаполитанской области. Подобно другим знаменитым схоластикам, О. получил от своих учеников почетные названия Doctor invincibilis, D. singularis, Inceptor venerabilis. Основное его учение, кроме общего названия номинализма, обозначалось еще в особенности как терминизм, так как в образовании нашего познания он различал двоякого рода "термины": 1) представления или мыслительные акты, вызываемые непроизвольно данными внешнего и внутреннего опыта — естественные знаки (signa) и следы (vestigia) существующего в познающем, и 2) произвольные обозначения предметов в том или другом отношении (nomma, voces), для правильного и отчетливого распорядка наших познаний. О. признавал действительно существующим только единичное (particularia). Родовые и видовые понятия имеют реальность только в своих индивидуальных представителях, например понятие "человек" — только в отдельных людях. Аристотелевы категории и Порфириевы предикабилии О. признавал лишь словесным, а не реальным распорядком. Сущность познания, с точки зрения О., состоит в фактической связи между нашими представлениями и понятиями (termini первого рода) и теми действительными впечатлениями, которыми непроизвольно вызывается наша умственная деятельность: самые акты нашего мышления, поскольку они обусловлены известной реальностью (в интуитивном познании), действительно извещают нас об этой реальности или обозначают ее, хотя это обозначение не должно быть принимаемо за изображение. Так как о Божестве мы не имеем наглядного (интуитивного) познания, т. е. никакого реального основания для дальнейшей абстракции, то значит о Боге невозможно и отвлеченное, а, следовательно, вообще никакое познание; Он есть исключительно предмет практической веры, порождаемой актом воли, и в этой непознаваемости и недоказуемости Божества состоит главная заслуга веры в Него. Сам О. не видел в Божестве ничего, кроме безусловного произвола и всемогущества, и в своем теологическом волюнтаризме шел еще дальше Дунса Скота (см.), вместе с которым он и в философии, несмотря на их разногласия в некоторых пунктах, заложил основы позднейшего английского эмпиризма. Из сочинений О., напечатанных уже в конце XV в., важнейшие суть: "Summa totius logices", "Quodlibeta septem", "Quaestiones super IV libr. Sententiarum", "Expositio aurea super artem veterem v. I. in Porphyrii praedicabilia et Aristotelis praedicamenta", "Centiloquium theologicum" и "Quaesti ones in libros physicorum". Из многочисленных учеников и последователей О. особую известность приобрели Иоанн Буридан и Петр de Alliaco. Вл. С.

Определение слова «Оккам» по БСЭ:
Оккам (Ockham, Occam)
Уильям (около 1285, Оккам, графство Суррей, - 1349, Мюнхен), английский философ, логик и церковно-политический писатель, представитель поздней схоластики. Монах-францисканец. Учился и преподавал в Оксфорде. В 1323 в связи с обвинением в ереси был вызван папой Иоанном XXII в Авиньон, где находился в течение 4 лет. Активно поддерживал главу францисканского ордена Михаила из Цезены в его споре с папой. С 1328 жил в Мюнхене при дворе противника папы императора Людвига Баварского, которому О., по преданию, сказал: «Защищай меня мечом, а я буду защищать тебя пером».
Как политический писатель О. выступал против претензий папы на светскую власть, против абсолютизма церковной и светской власти; отстаивал принцип «евангелической бедности», предвосхитив во многом идеи Реформации. О. был главным представителем Номинализма 14 в. Считая, что реальным существованием обладают только единичные субстанции и их абсолютные свойства, О. полагал, что вне мышления т. н. универсалии суть только имена, термины, обозначающие классы имён: термины первой и второй интенции. Терминам первой интенции соответствуют науки
«реальные» (о реальных предметах), терминам второй интенции - «рациональные» (логика, грамматика и т.п.). О. был одним из крупнейших логиков средневековья (см. Логика, раздел История логики). В частности, ему принадлежит идея о том, что значение термина всецело определяется его функцией в высказывании; в разработанной им теории консеквенции он фактически различал материальную и формальную импликацию, сформулировал Двойственности принцип для конъюнкции и дизъюнкции. Первичным познанием, по О., является интуитивное, которое включает внешние восприятия и интроспекцию. Понятия, не сводимые к интуитивному знанию и не поддающиеся проверке в опыте, должны быть удалены из науки: «сущности не следует умножать без необходимости».
Этот принцип, получивший название «бритвы О.», сыграл важную роль в борьбе против средне-векового Реализма, теории «скрытых качеств» и т.п. Считая, что между единичными субстанциями не может существовать необходимой связи, О. ограничивал применение понятия причинности сферой эмпирических констатаций. О. выступал за разделение сфер философии и теологии (см. Двойственная истина), догматы религии - сверхразумные предписания, относящиеся не к разуму, а к вере и воле. Причём воле О., как и Иоанн Дунс Скот, отдавал приоритет перед разумом. О. оказал значительное влияние на последующее развитие логики и философии, особенно на Ж. Буридана, Николая из Отрекура и Т. Гоббса.
Соч.: Opera philosophica et theologica, ed. S. Brown, v. 1-2, St. Bonaventura (N. Y.), 1967-70; Opera politica. Accuraverunt J. G. Sнkes, R. F. Bennett, H. S. Offler, v. 1-3, Manchester, 1940-63.
Лит.: Abbagnano N., Guglieimo di Ockham, Lanciano, [1931];, Hochstetteг E., Studien zur Metaphysik und Erkenntnislehre W. von Ockham, B. - Lpz., 1927; Martin G., W. v. Ockham, B., 1949; Baudry L., Guillaume d’Occam. Sa vie, ses oeuvres, ses id
йes sociales et politiques, v. 1, P., 1949 (имеется лит.); Moody E. A., The logic of William of Ockham, N. Y., 1965.
Г. Г. Майоров.

Окказиональный    Оккам    Окклюдировать