Олицетворение

Значение слова Олицетворение по Ефремовой:
Олицетворение - 1. Процесс действия по знач. глаг.: олицетворить, олицетворять.
2. Воплощение какой-л. стихийной силы, явления природы в образе живого существа. // Воплощение идеи, понятия, характера, свойства в человеческой личности. // Воплощение, конкретное, реальное выражение чего-л.
3. Литературный прием, заключающийся в том, что неодушевленным предметам приписываются свойства одушевленных.

Олицетворение в Энциклопедическом словаре:
Олицетворение - (прозопопея) - вид метафоры, перенесение свойстводушевленных предметов на неодушевленные (''Ее сиделка - тишина...'', А. А.Блок).

Значение слова Олицетворение по словарю синонимов:
Олицетворение - персонификация

Значение слова Олицетворение по словарю Ушакова:
ОЛИЦЕТВОРЕНИЕ
олицетворения, ср. (книжн.). 1. только ед. Действие по глаг. олицетворить-олицетворять. Олицетворение сил природы у примитивных народов. 2. чего. Воплощение какой-н. стихийной силы, явления природы в образе живого существа. Бог Перун в славянской мифологии был олицетворением грома и молнии. ? чего. Воплощение идеи или понятия в человеческой личности, в образе живого существа. Он был живым олицетворением скупости. Для Маркелова Еремей был как бы олицетворением русского народа. Тургенев. 3. Поэтический троп, состоящий в том, что неодушевленным предметам приписываются свойства и признаки одушевленных (напр. дар речи и т.п.; лит.). Олицетворение - обычный прием в баснях.

Определение слова «Олицетворение» по БСЭ:
Олицетворение - прозопопея (от греч. prуsopon - лицо и poiйo - делаю), персонификация (от лат. persona - лицо, личность и facio - делаю), особый вид метафоры: перенесение человеческих черт (шире - черт живого существа) на неодушевленные предметы и явления. Можно наметить градации О. в зависимости от функции в художественной речи и литературном творчестве. 1) О. как стилистическая фигура, связанная с
«инстинктом персонификации в живых языках» (А. Белецкий) и с риторической традицией, присущая любой выразительной речи: «сердце говорит», «река играет». 2) О. в народной поэзии и индивидуальной лирике (например, у Г.Гейне, С. Есенина) как метафора, близкая по своей роли к психологическому параллелизму: жизнь окружающего мира, преимущественно природы, привлечённая к соучастию в душевной жизни героя, наделяется признаками человекоподобия. Лежащее в основе таких О. уподобление природного человеческому восходит к мифологическому и сказочному мышлению, с той существенной разницей, что в мифологии через
«родство» с человеческим миром раскрывается «лицо» стихии (например, отношения между Ураном - Небом и Геей - Землёй уясняются через уподобление бракосочетанию), а в фольклорном и поэтическом творчестве позднейших эпох, напротив, через олицетворённые проявления стихийно-естественной жизни раскрываются
«лицо» и душевные движения человека. 3) О. как Символ, непосредственно связанный с центральной художественной идеей и вырастающий из системы частных О. Так, поэтическая проза повести А. П. Чехова «Степь» пронизана О.-метафорами или сравнениями: красавец-тополь тяготится своим одиночеством, полумёртвая трава поёт заунывную песню и т.п. Из их совокупности возникает верховное О.:
«лицо» степи, сознающей напрасную гибель своих богатств, богатырства и вдохновения, - многозначный символ, связанный с мыслями художника о родине, о смысле жизни, беге времени. О. такого рода близко к мифологическому О. по своей общезначимости,
«объективности», относительной несвязанности с психологическим состоянием повествующего, но тем не менее не переходит черту условности, всегда отделяющую искусство от мифологии.
Лит.: Белецкий А., Изображение живой и мёртвой природы, в его кн.: Избранные труды по теории литературы, М., 1964.
И. Б. Роднянская.

Олифы    Олицетворение    Олицетворённый