Конкретное

Конкретное в Энциклопедическом словаре:
Конкретное - (от лат. concretus - букв. - сгущенный, уплотненный,сросшийся), философская категория; употребляется в двух смыслах: какнепосредственно данное, чувственно воспринимаемое целое и как системанаучных определений, выявляющая существенные связи и отношения вещей,закономерности и тенденции развития явлений. В диалектике конкретноепротивоположно абстрактному; теоретическое познание осуществляется каквосхождение от абстрактного к конкретному.

Значение слова Конкретное по словарю Даля:
Конкретное
понятие, лат. выражающее предмет определенный; прикладное, точное, прямое, предметное; противопол. отвлеченное, общее, идеальное, мысленное, умозрительное.

Определение слова «Конкретное» по БСЭ:
Конкретное (от латинского concretus, буквально - сгущенный, уплотнённый, сросшийся)
единое в многообразном, общее в единичном, реальная связь сторон, граней объекта, знание его во всём богатстве существ. отношений, взаимодействий, противоречий. Представители идеализма, например И. Кант, И. Фихте, Г. Гегель, исходили из понимания К. как только духовной в своей основе связи эмпирически данных явлений. С их точки зрения К. существует лишь в абсолютизированном понятии. Сторонники эмпиризма сводят К. лишь к единичным чувственно-воспринимаемым вещам, а различные школы позитивизма - к индивидуальному объекту, понимаемому субъективно-идеалистически, как комплекс ощущений. В диалектическом материализме понятие К. употребляется в двух смыслах: как непосредственно данное, чувственно-воспринимаемое и представляемое целое. В этом смысле К. - исходный пункт познания. В теоретическом мышлении К. выступает уже концептуально, как система научных определений, выявляющих существующие связи и отношения вещей, событий, единство в многообразном, закономерности, тенденции развития явлений. Если первоначально К. дано субъекту в виде чувственно-наглядного образа целого предмета,
«витающего в представлении», ещё мысленно нерасчленённого и непонятого в его закономерных связях и опосредствованиях, то на уровне теоретического мышления К. выступает как внутренне-дифференцированное целое, понятое в его противоречиях, развитии. К. противоположно абстрактному (см. Абстракция) и осмысливается в сравнении с ним. В процессе познания мысль движется от абстрактного, бедного содержанием понятия к К., более богатому содержанием понятие. В этом и состоит суть метода восхождения от абстрактного к конкретному, при помощи которого мышление усваивает К., воспроизводит его путем связывания понятий в целостную научную теорию, отражающую объективную расчлененность объекта и единство его существующих свойств и отношении. Категория К. имеет важное методологическое значение в системе материалистической диалектики. Одним из фундаментальных принципов диалектики является признание конкретности истины. Предупреждая против ошибок, связанных с неконкретным подходом к истине, В. И. Ленин писал, что
«... всякую истину, если её сделать «чрезмерной»,... если ее преувеличить, если ее распространить за пределы ее действительной применимости, можно довести до абсурда, и она даже неизбежно, при указанных условиях, превращается в абсурд»
(Полное собрание сочинений, 5 издание, том 41, страница 46). Принцип требует подходить к фактам природной и общественной жизни не с общими формулами и схемами, а с точным учетом всех реальных условий, в которых находится объект познания, выделением его главных, существенных свойств, связей, тенденций, определяющих другие его стороны.
А. Г. Спиркин.

Конкретно    Конкретное    Конкретность