Петрарка

Петрарка в Энциклопедическом словаре:
Петрарка - (Petrarca) Франческо (1304-1374) - итальянский поэт,родоначальник гуманистической культуры Возрождения. ''Канцоньере'' (''Книгапесен'') - сонеты, канцоны, секстины, баллады, мадригалы на жизнь и смертьЛауры (1327-74) - лирический дневник, образец поэтического самовыражения,проникнутого противоречием между аскетическим средневековым мироощущениеми новым видением мира. Поэмы: ''Африка'' (1339-42; на латинском языке) о 2-йПунической войне, ''Буколики'' (1346-57). Автобиографическая проза (''Моятайна, или Книга бесед о презрении к миру'', 1342-43; ''Письмо к потомкам'',1374). Оказал значительное влияние на развитие европейской поэзии.

Определение слова «Петрарка» по БСЭ:
Петрарка (Petrarca)
Франческо (20.7.1304, Ареццо,- 19.7.1374, Аркуа, близ Падуи), итальянский поэт. Сын флорентийского нотариуса, переселившегося в 1312 в Прованс. В 1316 П. изучал право в Монпелье, в 1320 - в Болонье. В 1326 принял духовное звание, был миноритом (членом ордена францисканцев). Родоначальник гуманистической культуры Возрождения, П. ещё не полностью отошёл от средневековья. Но он критически переоценивал схоластику, утверждал свободу индивидуальности и придавал большое значение поэтическому творчеству. Философский трактат на латинском языке
«О презрении к миру» («Secretum», 1342-43) отразил столкновение духовного «Я» поэта, стремящегося к литературной славе и воспевающего любовь к женщине, с аскетической моралью, от которой он ещё не освободился. Жажда поэтической славы прозвучала и в краткой автобиографии
«Письмо к потомкам» («Posteritati», 1374). П.- один из первых европейских гуманистов, идеализировавших античный мир. Он - автор латинской поэмы «Африка» (1339-1342), повествующей в стиле «Энеиды» Вергилия о 2-й Пунической войне, а также пастушеских эклог аллегорического содержания «Буколики» («Bucolicum carmen».
1346-57).
В лирике П. на итальянском языке есть политические стихи. В канцоне «Моя Италия» П. с горечью пишет о раздробленности страны, об анархии и междоусобицах. Другую канцону - «Благородный дух» он посвятил Кола ди Риенцо, которого призывает спасти итальянский народ. Но особое значение в творчестве П. имеет любовная лирика, посвященная Лауре - женщине, которую он, по его словам, встретил в церкви в 1327. Канцоньере состоит из 2 частей -
«На жизнь мадонны Лауры» и «На смерть мадонны Лауры» и содержит 317 сонетов, 29 канцон, 9 секстин, 7 баллад и 4 мадригала. Это своеобразный поэтический дневник, где также проявилось противоречие между аскетическим средневековым сознанием и утверждением нового видения мира. Связанная с провансальской и сицилийской поэзией, а также со школой
«Дольче стиль нуово», лирика П. вместе с тем представляет новый этап в развитии итальянской и европейской поэзии. Изображение любимой женщины стало у П. конкретным и жизненным, а любовные переживания показаны во всей их противоречивости и изменчивости. П. обновил не только содержание поэзии, но создал совершенную стихотворную форму, стих его музыкален, образы изящны, стилистические приёмы (антитеза и риторический вопрос), отражающие смятенное состояние его души и придающие сонетам драматизм, не нарушают плавности стиха и гармоничность характера его поэзии. Кроме лирики, П. посвятил Лауре аллегорическую поэму
«Триумфы» (1354), написанную терцинами. Поэма дидактична и пронизана аскетизмом.
Лирика П. оказала огромное влияние на развитие европейской поэзии (так называемый петраркизм). Наряду с Данте и Дж. Боккаччо П. является создателем итальянского литературного языка.
Соч.: Edizione nazionale della opere di F. Petrarca, v. 1, 10-14, Firenze, 1926-43; в рус. пер.- Избр. лирика, [пер. с итальянского и комментарии А. Эфроса], М., 1955; Книга песен, М., 1963 [сост., предисл. и примеч. Б. Пуришева]; Избранное, сост. и ред. Н. Томашевского, М., 1974.
Лит.: Де Санктис Ф., История итальянской литературы, т. 1-2, М., 1963-1964; Мокульский С. С., Итальянская литература. Возрождение и Просвещение, М., 1966; Парандовский Я., Петрарка, «Иностранная литература», 1974, № 6; Хлодовский Р. И., Ф. Петрарка. Поэзия гуманизма, М., 1974; Bosco U., F. Petrarca, Bari, 1961: Curato B., Introduzione a Petrarca, Cremona, [1963]; Storia della letteratura italiana, v. 2, [Mil., 1965]; Quaglio A. Е., F. Petrarca, [Mil., 1967]; Forster L., The icy fire. Five studies in European Petrarchism, [L.- N. Y.], 1969 (лит.); Bergin Th. G., Petrarch, N. Y., [1970] (лит.).
Н. Г. Елина.
Ф. Петрарка. Инициал из рукописи «О средствах против всякой фортуны». Ок. 1380. Нац. библиотека Сан-Марко. Венеция.

Ф. Петрарка. «Стихи» (Венеция, 1756). Фронтиспис. Гравюра Ф. С. Фонтебассо.

Петраков    Петрарка    Петрашевский