Писемский

Писемский в Энциклопедическом словаре:
Писемский - Алексей Феофилактович (1821-1881) - русский писатель. Роман''Тысяча душ'' (1858) - картина русской жизни предреформенной поры; драма изкрестьянской жизни ''Горькая судьбина'' (1859). В романе ''Люди сороковыхгодов'' (1869) - осмысление духовной жизни современников.

Определение слова «Писемский» по БСЭ:
Писемский - Алексей Феофилактович [11(23).3.1821, с. Раменье, ныне Чухломского района Костромской области - 21.1(2.2).1881, Москва], русский писатель. Принадлежал к старинному обедневшему дворянскому роду. Окончил математическое отделение Московского университета (1844). Около 10 лет был на государственной службе в Костроме и Москве. Выступил в печати в 1848. Первый роман П.
«Боярщина» (1846, опубликован 1858) написан в духе натуральной школы 40-х гг. Известность пришла к П. после опубликования повести «Тюфяк» (1850). Затем появились повести из жизни дворянско-чиновничьей провинции -
«Комик», «Богатый жених» (обе - 1851), «М-г Батманов» (1852), «Фанфарон» (1854), «Виновата ли она?» (1855) и др., комедии «Ипохондрик» (1852) и «Раздел» (1853), рассказы из крестьянской жизни. П. не видел в дворянской среде людей, способных сопротивляться влиянию её бесчеловечной морали, поэтому ирония - одно из главных свойств его стиля. Цельные характеры писатель находил только в народе.
В романе «Тысяча душ» (1858) - самом значительном своём произведении - П. создал обширную картину русской жизни предреформенной поры, в частности «деловых» отношений между людьми. Драма «Горькая судьбина» (1859, постановка 1863) - одна из лучших пьес русской драматургии. Точность социальных характеристик сочетается с глубоким раскрытием душевной жизни героев, трагедии, разразившейся в крестьянской семье.
В 1857--60 П. совместно с А. В. Дружининым, а в 1860-63 единолично редактировал журнал «Библиотека для чтения». В этот период в фельетонах (псевдоним - Никита Безрылов) и в романе «Взбаламученное море» (1863) он выступил с грубыми нападками на революционное движение. Осуждённый прогрессивной общественностью, П. ушёл из журнала. В романе
«Люди сороковых годов» (1869) антинигилистическая тенденция несколько приглушена. Событиям 60-х гг. посвящен и роман «В водовороте» (1871); П. не отказался в нём от убеждения, что подлинные революционеры - наивные одиночки, но их нравственное благородство для него уже несомненно. Роман получил высокую оценку Л. Н. Толстого (см. Полн. собр. соч., т. 61, 1953, с. 273). Главной темой П. в конце жизни становится буржуазное стяжательство: пьесы
«Ваал», «Просвещённое время», «Финансовый гений», роман «Мещане» (1877). П. принадлежит также исторический роман «Масоны» (1880).
Соч.: Полн. собр. соч., т. 1-24, СПБ - М.. 1895-96; Собр. соч. [Вступ. ст. М. П. Еремина], т. 1-9, М., 1959; Письма, М. - Л., 1936.
Лит.: Чернышевский Н. Г.,«Очерки из крестьянского быта» А. Ф. Писемского, Полн. собр. соч., т. 4, М., 1948; Писарев Д. И., Писемский, Тургенев и Гончаров, Соч., т. 1, М., 1955; Иванов И. И., Писемский, СПБ, 1898; Евнин Ф., А. Ф. Писемский, М., 1945; Мартынов И. А., Писемский, в кн.: История русской литературы, т. 8, ч. 1, М. - Л., 1956; Пустовоит П. Г., А. Ф. Писемский в истории русского романа, М., 1969; История русской литературы XIX в. Библиографич. указатель, М. - Л., 1962.
М. П. Еремин.
А. Ф. Писемский.

Писачка    Писемский    Писец