Плотин

Плотин в Энциклопедическом словаре:
Плотин - (ок. 204/205-269/270) - греческий философ, основательнеоплатонизма. С 244/45 жил в Риме. 54 сочинения Плотина изданы егоучеником Порфирием, разделившим их по 9 сочинений, отсюда название''Эннеады'' (''Девятерицы''). В системе Плотина из неистощимой полнотыЕдиного, отождествляемого с Благом, в процессе его эманации проистекаюттри главные субстанции бытия: ум - нус, содержащий идеи (промежуточнаяступень между Единым и умом - ''число''); мировая душа, заключающая в себевсе индивидуальные души; телесный мир - космос; материя - неопределенныйбескачественный субстрат изменений, пассивная ''восприемница'' вечных идей -форм (эйдосов). Путь человеческой души - восхождение от чувственного мирак слиянию с Единым в экстазе. Плотин сыграл большую роль в развитииантичной диалектики.

Определение слова «Плотин» по БСЭ:
Плотин (греч. Plotнnos)
(около 204, Ликополь, Египет, - 269 или 270, Минтурне. Италия), античный философ-идеалист, основатель Неоплатонизма. Изучал философию в Александрии в школе Аммония Саккаса, под влиянием которого встал на путь примирения учений Платона и Аристотеля. В 243/244 начал преподавать в Риме. Фрагментарные записи П. были посмертно изданы его учеником Порфирием, разделившим их на шесть отделов, а каждый отдел - на девять частей (отсюда название всех 54 трактатов П. - «Эннеады», т. е. «Девятки»).
В центре философии П. - диалектика трёх основных онтологических субстанций (ипостасей) - «единого», «ума» (Нуса) и «души». П. впервые дал чёткий систематический анализ этой триады, фрагментарно намеченной у Платона. Наиболее оригинальным является учение П. о
«едином» как трансцендентном первом начале, превышающем всё сущее и мыслимое и предшествующем ему. Всякая вещь как таковая прежде всего отлична от всего иного, как некое «одно», поэтому, рассуждает П., «единое» нераздельно присуще всему сущему, так что оно есть также и всё сущее, взятое в абсолютной единичности, хотя ни в чём не нуждается и недоступно никакому исчислению. Из него всё
«изливается», «произрастает» без убыли породителя и без его сознательного волеизъявления (ибо он безличен), но исключительно по необходимости его природы (см. Эманация). Промежуточную ступень между первой и второй ипостасями составляет число - принцип каждой вещи и всего невещественного. Неразличимое
«единое», приходя к различению при помощи числа, достигает качественно-смыслового различения в «уме». «Единое», переполняясь самим собой, требует перехода в иное, а поскольку оно остаётся постоянным и не убывает, иное только отражает его, т. е. является
«видом» и «умом», «умопостигаемым космосом», его зеркалом. Примечательны рассуждения П. о тождестве субъекта и объекта в «уме», о синтезе индивидуального и общего в «уме» и в «душе».
«Душа» для П. есть нечто единое и неделимое, субстанция; в своей основе она неаффицируема и бестелесна. Её нельзя представлять атомистически, как простую множественность психических состояний (здесь П. спорил со стоиками). В целом «душа»
есть для П. то или иное смысловое функционирование «ума» за его пределами, «логос ума». П. неизменно следовал Платону в учении о бессмертии души, о нисхождении её с неба на землю и обратном уходе на небо, об укорененности всех индивидуальных душ в единой
«мировой душе», о знании как припоминании и т.д. Он критиковал пифагорейское учение о «душе» как о гармонии тела, отвергал концепцию аристотелевской энтелехии и натуралистическом учение Стоицизма о пневме.
С учением о «едином» связана концепция восхождения «души» от чувственного состояния к сверхумному экстазу, составляющая основу мистицизма П.
П. систематизировал платоновское учение о воплощении триады в природе и космосе. Материя для П. - только «восприемница» вечных идей, Эйдосов; она лишена качества, количества, массы и т.п., представляет собой в чистом виде лишь субстрат изменений, бесконечную неопределённость, несущее. В сравнении с вечно сущими эйдосами материя есть принцип их разрушения и потому - зло. Чувственный космос имеет у П. иерархического строение (всё возрастающее ослабление воплощения эйдосов по мере движения от высшего неба к земле) и характеризуется тождеством самосознания и активной самодеятельности на всех ступенях. Времени как становлению предшествует нестановящаяся вечность, которая в сравнении с чистым эйдосом также есть вечное становление - живая вечность или вечная жизнь. Время не есть ни движение, ни число или мера движения, ни другие его атрибуты. Время есть инобытие вечности, её подвижный образ или вечная энергия «мировой души».
Осуществленная П. систематизация платоновского учения легла в основу многовековой традиции неоплатонизма. П. оказал значительное влияние на средневековое философию (Августин и др.) и особенно на мыслителей Возрождения (М. Фичино, Пико делла Мирандола), на представителей английского (А. Шефтсбери, Дж. Беркли) и немецкого (Ф. В. Шеллинг, Г. Гегель) идеализма, а также на И. В. Гёте и йенский Романтизм.
Соч.: Ennйades, ed. Е. Brйhier, v. 1-6, P.- Brux., 1924-38; Opera, ed. P. Henry et H. R. Schwyzer, v. 1-2-, P. - Brux., 1951-59 -; в рус. пер. - Избр. трактаты, «Вера и разум», 1898, № 8, 9, 11, 13, 14, 17, 19; 1899, № 2, 6, 11-15; 1900, № 18-21; в кн.: Лосев А. Ф., Античный космос и современная наука, М., 1927; в сборнике: Античные мыслители об искусстве, М., 1938, с. 244-53; в кн.: История эстетики, т. 1, М., 1962, с. 224-35; в кн.: Антология мировой философии, т. 1, ч. 1, М., 1969, с. 538-54.
Лит.: Блонский П. П., Философия Плотина, М., 1918; Лосев А. Ф., Диалектика числа у Плотина, М., 1928; Henry P., Etudes plotiniennes, v. 1-2, P.. 1938-41; Inge W. R., The philosophy of Plotinus, L., 1948; Schwyzer H. R., Plotinos, в кн.: Paulys Realencvklop
дdie des classischen Alterturns, Bd 21, Stuttg., 1951, S. 471-592; Brйhier Е., Histoire de la philosophie de Plotin, P., 1968; Mariёn B., Bibliografia. Critica degli studi plotinianм, Bari, 1949; Totok W., Handbuch der Geschichte der Philosophie, Bd 1, Fr./M., 1964, S. 335-43.
А. Ф. Лосев.

Плотик    Плотин    Плотина