Аввакум

Аввакум в Энциклопедическом словаре:
Аввакум - (7 в. до н. э.) - древнееврейский пророк, один из двенадцати малыхпророков. Автор книги Ветхого Завета, носящей его имя. Память вПравославной церкви 2 (15) декабря.


Петрович (1620 или 1621-82) - глава старообрядчества и идеолограскола в православной церкви, протопоп, писатель. В 1646-47 член ''Кружкаревнителей благочестия''. Выступил против реформы Никона. Сослан с семьей в1653 в Тобольск, затем в Даурию. В 1663 возвращен в Москву, продолжалборьбу с официальной церковью. В 1664 сослан в Мезень. В 1666-67 осужденна церковном соборе и сослан в Пустозерск, где 15 лет провел в землянойтюрьме, написал ''Житие'' и многие другие сочинения. По царскому указусожжен.
Персиянин - Римский (ум. 269), христианский мученик, сын Марина иМарфы, брат Авдифакса, пострадавший вместе с ними в Риме в гонение КлавдияII. Память в Православной церкви 6 (19) июля.

Определение слова «Аввакум» по БСЭ:
Аввакум - Петрович (1620 или 1621 - 14.4.1682), протопоп, один из основателей русского старообрядчества (см. Раскол), писатель. Сын сельского священника. В 1646-1647, находясь в Москве, был связан с «кружком ревнителей благочестия» и стал известен царю Алексею Михайловичу. В 1652 был протопопом в городе Юрьевце Повольском, затем священником Казанского собора в Москве. А. резко выступил против церковной реформы патриарха Никона, за что в 1653 с семьей был сослан в Тобольск, а затем в Даурию. В 1663 царь, стремясь примирить А. с официальной церковью, вызвал его в Москву. Но А. не отказался от своих взглядов, продолжал настойчивую борьбу с церковными нововведениями. В челобитной царю он обвинил Никона в ереси. Вдохновенные выступления против Никона привлекли к А. многочисленных сторонников, в том числе из среды знати (боярыня Ф. П. Морозова и др.). В 1664 А. был сослан в Мезень. В 1666 его вызвали в Москву и на церковном соборе расстригли, предали анафеме и в 1667 сослали в Пустозерский острог. Во время 15-летнего пребывания в сыром земляном срубе А. не прекращал идейной борьбы. Здесь он написал главные произведения:
«Книгу бесед», «Книгу толкований», «Житие» (между 1672 и 1675) и др. По царскому указу вместе с ближайшими сподвижниками А. был сожжён в срубе.
Отстаивая старую веру, А. в своих сочинениях резко обличал пороки представителей официальной церкви (чревоугодничество, пьянство, разврат, корыстолюбие и пр.), жестокость, с которой они проводили реформу церковных обрядов. В борьбе со сторонниками Никона А. обличал царскую власть, самого царя, его слуг (воевод и пр.). Популярность А. была велика, обличительные проповеди его находили широкий отклик в среде крестьян и посадских людей. В распространении его сочинений участвовала даже тюремная стража. Становясь на сторону
«старой веры», они выражали этим протест против феодального гнёта. Однако формы борьбы, которые предлагал А., были реакционны: самосожжение, религиозный фанатизм, проповедь конца света.
А. был выдающимся писателем своего времени. Его «Житие» является одним из замечательных произведений древнерусской литературы. Он сумел превратить традиционный жанр «Жития» в автобиографическую повесть. Яркость образов и характеристик людей, сочность и непосредственность живого русского языка захватывают читателя.
Соч.: Житие протопопа Аввакума, им самим написанное, и др. его соч., М., 1960.
Лит.: История СССР. С древнейших времён до наших дней, т. 3, М., 1967; Гудзий Н. К., История древней русской литературы, 7 изд., М., 1966; Малышев В. И., Библиография сочинений протопопа Аввакума и литературы о нём. 1917-1953 гг., в сб.: Труды Отдела древнерусской литературы, [т.] 10, М.-Л., 1954; Гусев В. Е.,
«Житие» протопопа Аввакума - произведение демократической литературы XVII в., там же, [т.] 14, М.-Л., 1958; Робинсон А. Н., Жизнеописания Аввакума и Епифания, М., 1963.
И. А. Булыгин.
Протопоп Аввакум. Фрагмент иконы 17 в.

Аввад    Аввакум    Авгиевы Конюшни