Док

Значение слова Док по Ефремовой:
Док - 1. Сооружение для осмотра, ремонта и постройки судов.
2. Искусственный портовый бассейн для стоянки судов в районах больших приливов.


Доктор (в речи моряков).

Значение слова Док по Ожегову:
Док - Сооружение для ремонта и постройки судов

Док в Энциклопедическом словаре:
Док - (нидерл. dok - англ. dock), 1) сооружение для извлечения судов из воды(с целью ремонта их подводной части) или для их постройки. Сухой док -камера (обычно бетонная или железобетонная), отделенная от водоемазатвором (после ввода судна затвор закрывается, камера осушается и судносадится на опоры). Плавучий док - прямоугольный понтон с опорами (дляввода судна притапливается). 2) Портовый бассейн (камера) с затвором длястоянки судов под погрузкой-разгрузкой в местах больших приливно-отливныхколебаний уровня воды.

Значение слова Док по словарю медицинских терминов:
ДОК - см. Допустимое остаточное количество.

Значение слова Док по морскому словарю:
Док - (англ. - dock) - бассейн, вырытый в земле и сообщающийся с одной стороны с гаванью. Служит для ремонта, окраски, а иногда и для строительства судов.

Значение слова Док по словарю Ушакова:
ДОК
дока, м. (англ. dock). Портовое сооружение, в к-рое вводятся суда для ремонта. Плавучий док. Сухой док.

Значение слова Док по словарю Даля:
Док
м. устройство в порте, род водоема, в который вводятся суда для чинки, причем док запирается и вода из него выкачивается. Доковый, к доку относящийся, принадлежащий.

Определение слова «Док» по БСЭ:
Док (англ. dock)
1) сооружение, служащее для извлечения судов из воды, осмотра и ремонта их подводной части (докования) либо для постройки судов. Д. оборудуют механизмами и устройствами для ввода и установки судов над опорами (Кильблоками, клетками и др.), насосами для перекачки воды, передвижными кранами, средствами для подачи электроэнергии, пара, сжатого воздуха, кислорода и др., для ремонтных или строительных работ. Различают Д. сухие, наливные и плавучие. Сухой Д. (рис. 1) сооружается на защищённой от волнения акватории и представляет собой отделяемую от неё с торца затвором водонепроницаемую камеру. Стены и днище сухих Д. обычно бетонные или железобетонные, реже - из металла и камня. При постановке в сухой Д. судно вводят в камеру и устанавливают над опорами, закрывают затвор, осушают камеру и судно садится на опоры. Вывод судна из Д. производится в обратной последовательности. Ширина сухого Д. может достигать 70 м, длина - 500 м.
Наливной Д. (рис. 2) отличается от сухого тем, что суда устанавливаются на площадках, расположенных выше уровня воды. При постановке в наливной Д. судно вводится в канал, находящийся между площадками; после закрытия затвора в камеру Д. наливается вода, судно устанавливается над опорами и при спуске воды садится на них. Устройство второго затвора в береговой торцевой стенке и рельсовых путей для перемещения судов на тележках с заводской площадки и обратно превращает наливной Д. в Д.-камеру, используемую для спуска судов на воду и подъёма их из воды. Наливные Д. и Д.-камеры рассчитываются на суда средней величины.
Плавучий Д. (рис. 3) состоит из плоского прямоугольного понтона, на палубе которого (стапель-палубе) установлены опоры для судов, и двух (иногда одной) продольных башен. При заполнении водой отсеков понтона и нижней части башен Д. притапливается и в него вводится судно. При откачке воды из отсеков Д. всплывает вместе с судном, севшим на опоры. Плавучие Д. обычно строят из стали, реже - из железобетона и дерева. Длина крупных плавучих Д. 250-300 м, ширина по стапель-палубе - свыше 45 м, подъёмная сила достигает 100 тыс.т. Разновидность плавучих Д. - транспортные Д., служащие для перевозки судов. К плавучим Д. относится и комплекс Д.-матки с несколькими Д.-понтонами. Д.-понтон погружается и всплывает совместно с Д.-маткой, а при повторном погружении Д.-матки остаётся на плаву вместе со стоящим на его опорах судном.
2) Искусственный портовый бассейн с затвором, служащий для стоянки судов под погрузкой-разгрузкой и прочего в районах больших приливно-отливных колебаний уровня моря.
Лит.: Вахарловский Г. А., Кучерявенко П. Ф., Бузик В. Ф., Современные доковые сооружения для крупных и средних судов, Л., 1968; Металлические плавучие доки, Л., 1964.
Г. Н. Финкель.
Рис. 2. Схема поперечного сечения наливного дока: 1 - канал; 2 - площадка; 3 - опоры для судов; 4 - судно (римские цифры - последовательные позиции судна при постановке в док).

Рис. 3. Плавучий док.

Рис. 1. Постройка судна в сухом доке.

Дойче Прессеагентур (Дпа)    Док    Дока