Фрагонар

Фрагонар в Энциклопедическом словаре:
Фрагонар - (Fragonard) Оноре (1732-1806) - французский живописец и график.Виртуозно исполненные галантные и бытовые сцены, в которых изяществорококо сочетается с верностью натуре, тонкостью световоздушных эффектов(''Качели'', 1766).

Значение слова Фрагонар по словарю Брокгауза и Ефрона:
Фрагонар (Жан Оноре Fragonard) — французский живописец и гравер (1732—1806), ученик сперва Ж.-Б. Шардена, а потом Фр. Буше, и в 1752 г. за картину "Жертвоприношение Иеровоама" получил большую премию с правом путешествия в Рим в качестве пенсионера французского правительства. В Риме значительное влияние оказали на него итальянские мастера XVII стол. Бароччо, Солимена, П. да Кортона и в особенности Тьеполо. Подружившись здесь с живописцем Гюбером Робером, он сделал вместе с ним и с талантливым любителем искусства Сен-Ноном поездку на юг Италии. Плодом этой поездки было издание увража "Voyage de Naples et de Sicile", в котором большинство рисунков гравировано Ф. По возвращении своем в Париж он выставил в салоне 1765 г. картину "Смерть Кореза" (наход. в Луврском музее в Париже), за которую Королевская академия художеств приняла его в свои члены. Однако вскоре после того он бросил исторический род живописи и, подчинившись вкусу того времени, стал писать идеалистические жанры и пасторали в духе Ватто и Буше, сцены интимной жизни пикантного, иногда беззастенчиво-эротического содержания, декоративные панно, портреты, миниатюры, акварели, пастели и по временам заниматься офортным гравированием. Произведения его вошли в большую моду и покупались нарасхват по дорогой цене, благодаря чему он успел составить себе хорошие средства. Но вспыхнувшая революция разорила его, а классицизм, водворенный во французском искусстве Л. Давидом, лишил его прежней популярности. В больших исторических картинах Ф. мало оригинальности; в его пейзажах природа является слишком переиначенной и приукрашенной; зато жанровые его картины, хотя и не чуждые манерности, пленяют зрителя умно изобретенной композицией, грациозностью рисунка, изящностью и деликатностью колоритных тонов, плавностью и сочностью письма и вообще большим вкусом исполнения. К числу известнейших между ними принадлежат: "Урок музыки", "Пастораль" (амуры указывают отдыхающим под деревом любовникам на циферблат), "Купальщицы", "Спящая нимфа", "Амур, снимающий сорочку с красавицы" (La chemise enlev é e), "Молодой гитарист", "Молодая читательница" и "Вдохновение" в Луврском музе; "Семейство фермера" и "Поцелуй украдкой" в Императорском Эрмитаже; "В отсутствие отца и матери", "Прятки", "Замок", "Генрих IV и Габриель" и "Ученые собаки", в разных частных коллекциях. Из гравюр Ф. особенно интересны: "Шкаф" (родители девушки находят возлюбленного дочери, спрятанного в шкафу, собственная композиция художника; очень редкий лист), "Обрезание" с Тьеполо, "Антоний и Клеопатра" с Либери, "Вечеря в Эммаусе" с Риччи, и "Сретение Господне" с Тинторетто. Ср. Baron Roger Portalis, "Honor é Fragonard, sa vie et son oeuvre" (П., 1888).

Определение слова «Фрагонар» по БСЭ:
Фрагонар (Fragonard)
Жан Оноре (5.4.1732, Грае, Прованс, - 22.8.1806, Париж), французский живописец и график. Учился у Ж. Б. С. Шардена и Ф. Буше в Париже. В 1756-61 работал в Италии, где исполнил циклы пейзажных рисунков (окрестности Рима и Неаполя). Привязанность к конкретно-неповторимому и непосредственно-эмоциональному в живой реальности побудила Ф. перейти от опытов исторической живописи
(«Корез и Каллироя», 1765, Лувр, Париж) к бытовому жанру, пейзажу и портрету. Продолжая традиции «галантного» жанра Буше, порой отдавая дань условности и изощрённости Рококо, Ф. вместе с тем достигал особой проникновенности в воссоздании лирических сцен повседневной (в т. ч. народной) жизни, сферы интимных человеческих чувств, поэзии природы. Отличающиеся свежестью и изысканной декоративностью колорита, лёгкостью и темпераментностью письма, плавными композиционными ритмами, произведения Ф. исполнены чувствительной неги, полнокровного наслаждения жизнью
(«Качели», 1766, собрание Уоллес, Лондон, «Праздник в Сен-Клу», 1775, Французский банк, Париж; «Купающиеся наяды», Лувр, Париж), пронизаны чуть заметной насмешкой над жеманным томлением персонажей («Поцелуй украдкой», Эрмитаж, Ленинград)
или согреты искренним, несколько сентиментальным сочувствием судьбе героев («Бедное семейство», Музей изобразительных искусств им. А. С. Пушкина, Москва; «Дети фермера», Эрмитаж, Ленинград). Утончённые эффекты светотеневой градации характерны для его многочисленных рисунков (сангиной, бистром, реже - сепией) и офортов. Во время Великой французской революции Ф. - хранитель Национального музея и член жюри художественных выставок.
Лит.: Лившиц Н. А., Жан-Оноре Фрагонар, [М., 1970]; The paintings of Fragonard, complete, ed. by G. Wildenstein, [L., I960]; Ananoff A., Loeuvre dessine de J.-H. Fragonard. (1732-1806), v. 1-4, P., 1961-71.
Ж.О. Фрагонар. «Счастливые случайности качания на качелях». 1766. Собрание Уоллес. Лондон.

Ж. О. Фрагонар. Автопортрет. Лувр. Париж.

Фрагментарный    Фрагонар    Фрадкин